Офис Intel в Украине работает уже 23 года и насчитывает 18 сотрудников. В течение всего этого времени компания занимается активной маркетинговой и технической поддержкой местных сборщиков персональных компьютеров и поставщиков продукции Intel, а еще инвестирует в образовательные программы и коммуникацию с конечными пользователями. Конечная цель деятельности Intel на украинском рынке — стимулирование спроса на свои продукты и решения.
С апреля 2014 года реализацией этой стратегии занимается Дмитрий Калита, генеральный директор офиса Intel в Украине, Беларуси, Молдове. 40-летний выпускник радиофизического факультета КНУ имени Тараса Шевченко начал карьеру в Intel в 2000 году с развития канальной сети и построения отношений с дистрибьюторами в Украине, Беларуси, Молдове, Болгарии и странах Балтии. В интервью IGate он рассказал, какие направления бизнеса Intel продвигает в Украине, есть ли будущее у персональных компьютеров, уничтожат ли «облачные» сервисы десктопы, и почему украинский рынок IT изменился не в лучшую сторону.
Какие основные направления деятельности Intel в Украине?
Часто приходится слышать, что Intel — производитель чипов. На самом деле, Intel давно производит не только их. Мы также занимаемся разработкой технологий для вычислительных и коммуникационных устройств, разрабатываем программное обеспечение и системы безопасности для компьютерных сетей и систем. Как известно, несколько лет назад Intel купил и ребрендировал компанию McAfee в Intel Security. Теперь мы предлагаем весь спектр решений для защиты, начиная от ПК, заканчивая комплексной защитой больших корпораций или госорганов.
Еще одно наше направление — это «интернет вещей» и работа с местными компаниями, которые могут локально создать продукт на основе этой технологии.
Кроме того, Intel совместно с Министерством образования и науки популяризует использование компьютерной техники в сфере образования, рассказывает о современных методах обучения. В частности, на базе региональных центров переподготовки учителей Intel обучил более 100 тыс. украинских педагогов методам применения информационно-коммуникационных технологий для преподавания школьных предметов.
В какой ситуации оказался Intel в Украине, когда затянувшееся падение спроса на ПК совпало с падением экономики страны?
Действительно, сейчас рынок не растет и, начиная с 2013 года, он значительно изменился во всех сегментах, где мы представлены. Начиная с 2014 года и до конца второго квартала 2015-го, был явный тренд уменьшения размеров рынка. Затем ситуация изменилась в лучшую сторону, поскольку многие компании научились работать в условиях кризиса.
Кто сейчас покупает ПК?
Все, кто и раньше. Без ПК трудно представить бизнес и жизнь людей. Структура спроса за последние 2-2,5 года осталась практически прежней. Уменьшился спрос в бизнес-сегменте – просто потому, что многие инвестиционные проекты заморозились. С началом кризиса «выпал» госсектор. Правительство Украины в прошлом году запретило обновлять «парк» компьютеров и докупать их.
Почему?
Это вопрос не к нам.
Последние несколько лет спрос на ПК падает и многие говорят, что персональный компьютер – пережиток прошлого.
Вычислительные устройства постоянно эволюционируют, появляются новые форм-факторы. Каким будет вычислительное устройство через 20 лет можно себе только представить. Но компьютер жив, потому что эволюционирует сам по себе. Если раньше компьютером был белый или серый ящик под столом, а затем появились ноутбуки, то сейчас массово вошли в моду устройства 2 в 1:ноутбук, который может стать планшетом, когда вы этого хотите. . А в последнее время компьютер стал устройством малого форм-фактора, размером с большую флешку. Компьютером теперь может быть маленькая коробочка, которая прячется за монитором или встроена в него.
Компьютеры постоянно эволюционируют, возможно, некоторые форм-факторы будут меняться, но сами по себе компьютеры останутся. Они нужны людям, потому что дают возможность работать, обрабатывать и хранить информацию. Это главное отличие от планшетов. Потому что модель использования планшетов связана, в первую очередь, с потреблением информации.
Какие процессы негативнее всего отразились на деятельности Intel в Украине за последние 1,5 года?
На внутренний рынок IТ очень большое влияние оказал крайне низкий уровень инвестиций в экономику. Поскольку IТ сейчас присутствует во всех сферах экономики, падение экономики ведет к падению спроса на высокие технологии.
Сейчас Intel активно продвигает процессор Core 6-го поколения. В чем его принципиальное отличие от 5-го и чем отличаются поколения процессоров?
Рыночный срок жизни процессоров очень короткий, потому что технологии развиваются очень быстро. Intel выпускает новое поколение процессоров примерно раз в год. Это происходит по двум причинам. Во-первых, технологический процесс производства процессоров постоянно совершенствуется. В результате появляется возможность создавать более производительные устройства все меньшего размера. Во-вторых, совершенствуется архитектура чипа, т.е. его внутреннее устройство. Благодаря этому, например, можно уменьшить энергопотребление процессора, повысить мощность графической подсистемы. В каждом новом поколении прогресс чередуется: реализуется новая архитектура или технологический процесс.
Core 6-го поколения отличается от чипа предыдущего поколения архитектурой: новые свойства, быстрее графическая подсистема, улучшено преобразование видеопотоков, увеличена производительность. В нем реализована новая технология Intel RealSense, которая позволяет быстрее обрабатывать машинное зрение – с ее помощью компьютер «видет» в 3D. Чтобы ее использовать, к ПК или планшету надо подключить несколько видеокамер или приобрести готовые решения. С помощью RealSense компьютер может распознать человека и пользователю не нужно будет помнить пароли.
У меня процессор Core 1-го поколения 2008 года и больше, чем на половину нагрузить его не получается. Видите ли вы проблему переизбытка мощности компьютерных процессоров?
Этот вопрос мне задают с 2000 года, с тех пор как я пришел в Intel. Все зависит от того, какое программное обеспечение и какие функции компьютера вы используете.
Например, 15 лет назад мощности процессора было достаточно для работы офисных приложений. Но потом оказалось, что даже в простые офисные приложения надо добавлять элементы искусственного интеллекта. Так появилась подстрочная проверка орфографии, требующая больших мощностей. Растут требования пользователей к удобству и функционалу интерфейса. Это также требует больших мощностей.
В то же время, некоторые пользователи не устанавливают новые версии ПО, не устанавливают обновления производителей, которые закрывают уязвимости в безопасности. Поэтому старые версии софта не требуют больших мощностей.
Украинский рынок облачных сервисов сейчас растет на 40% в год. Существует мнение, что в будущем пользователю хватит дешевой док станции, а нужную ему компьютерную мощность он будет арендовать в «облаке» и там же работать. Опасаетесь ли вы такого сценария?
Облачные технологии в Украине начали стремительно развиваться последние 1,5 года. Связано это, в том числе, с событиями на Востоке страны и потребностью больших компаний быстро перенести свои IT ресурсы в безопасную зону и сделать их доступными для пользователей географически распределенных.
Это не угроза, это возможность для всех, потому что облачными решениями мы уже давно пользуемся, например, электронной почтой. С другой стороны, могут и хотят ли доверять пользователи свои личные данные облачным сервисам? Некоторые - да, но не все компании хотят переносить свои данные в облака.
Что касается аренды вычислительных мощностей, то для предприятий это нормально. Но у пользователя, который создает контент, при использовании облачных вычислительных мощностей возникает проблема скорости передачи и скорости реакции системы. Если вычислительная мощность находится у вас в руках, то это одна скорость реакции системы, если вычислительная мощность находится где-то далеко, то скорость реакции совсем другая. Надежность системы в ближайшем будущем будет определяться емкостью канала передачи данных.
Поэтому для разных пользователей возможны разные модели использования облачных вычислений, как терминал, так и гибридная модель, когда есть ПК и данные загружаются в облако. Скорее всего, будут популярны все модели.
Чем интересно для Intel направление «больших данных», и какие решения в этой области вы предлагаете?
Интерес Intel в этой области связан с дата-центрами, потому что наши решения находятся внутри дата-центров. Наши чипы установлены как в вычислительных устройствах, так и в серверах, системах связи. Intel видит в этом большие возможности для развития своего бизнеса: как в «железной» части, так и в программной. Мы сотрудничаем с SAP, Oracle, Cisco, Microsoft в области оптимизации ПО. Наша общая цель проводить так называемую in memory analytics — высокоскоростные вычисления в памяти. Это используется как раз для построения решений «больших данных».
В чем заключается специфика работы на рынке Украины, по сравнению с Беларусью и Молдовой?
По темпу развития IT Украина, до последнего времени, была наиболее динамична. Но проблема нашей страны в том, что хорошо развивается потребительский рынок и очень плохо госсектор. Например, в Молдове все наоборот. В Беларуси потребительский рынокотставал от украинского. Но недавно отставание сильно сократилось. А автоматизация процессов в Беларуси на хорошем уровне, потому что там есть очень большие потребности в автоматизации и есть компании, которые умеют это делать. В каждом сегменте IT есть лидеры и отстающие. Украина стоит немного особняком от этих двух стран, потому что рынок намного больше.
Как изменился в Украине бизнес-климат за последние 1,5 года?
Рынок информационных технологий изменился не в лучшую сторону. Мы бы хотели, чтобы изменения для наших партнеров были более динамичными, чтобы государство при использовании информационных технологий переходило от слов к делу. У многих госорганов есть какие-то системы автоматизации, но ими не пользуются.
Какие изменения вы бы хотели видеть в украинской IT отрасли в 2016 году?
Государство уже понимает, что информационные технологии невозможно игнорировать и это очень хорошо. IT помогает делать очень много позитивных вещей, связанных с повышением конкурентоспособности страны, прозрачности ведения бизнеса, эффективности современных производств и инструментов управления страной.
Поэтому очень важно понять — с помощью IT государство должно и может показать жителям Украины, насколько оно эффективно. Эта сфера дает инструменты снижения затрат и показывает реальные изменения в стране. К сожалению, государство не использует открытые возможности. Мы надеемся, что эта позиция изменится.
На каких задачах вы будет сфокусированы в 2016 году?
Наша стратегия во всех странах мира одинакова: помогать развивать сегмент вычислений во всех его возможных проявлениях, развивать направление интернета вещей и автоматизировать все, что только можно автоматизировать.
Наша стратегическая миссия в Украине заключается в обеспечении местных компаний возможностями для создания на базе наших технологий продуктов, которые будут конкурентны на рынках других стран.