Рекламные технологии в наши дни развиваются быстрее, чем когда-либо. При этом все больше компаний предпочитают активно осваивать возможности онлайн-каналов, уводя в тень остальные медиаресурсы. Даже на пике кризиса сектор онлайн-рекламы показывает позитивную динамику роста по сравнению со своими "старшими собратьями".
В прошлом году украинскому рынку интернет-рекламы прогнозировали головокружительный рост, а украинской экономике - период постепенного обновления и "временного покоя". Однако не все то золото, что блестит - итоги прошедшего года несколько подпортили аналитикам прогнозную статистику. Впрочем, исключительно в долларовом эквиваленте. Если рассматривать рынок в гривне - обещанный прирост на месте и перспектива на грядущий год кажется более чем радужной. Вот только доллар тем временем снова подрос.
Итоги прошлого года в цифрах
Украинский рынок интернет-рекламы в 2015 году продолжил расти, и достиг порога в 1,288 миллиарда гривен, показав прирост на целых 27% по отношению к позапрошлому году.
Позицию лидера в плане затрат на медийную онлайн-рекламу заняли баннеры — их доля на украинском рынке составила практически 42,3% от суммарных рекламных бюджетов страны. Доля рекламы, включаемой в просмотр потокового видео, составила немногим более 31,5%, а видеореклама, размещаемая на веб-страницах (in-page video) отхватила всего 8,4 % общерекламного бюджета украинских медиа-кампаний.
При этом нестандартные рекламные форматы, к которым можно отнести всплывающие окна (pop-up и pop-under), форматы catfish и screenglide, а также синхронные баннеры, фронтлайны, полноэкранную рекламу и звуковую рекламу, встроенную в цифровой аудиопоток, совсем чуть-чуть не дотянули до 10% рынка.
В то же время на спонсорство рекламодатели потратили не так уж много, как ожидалось - всего 8% маркетинговых бюджетов.
Такие данные предоставила рынку Интернет-ассоциация Украины, проведя масштабное специализированное исследование рынка по итогам прошедшего года, в котором приняли участие полтора десятка агентств интернет-рекламы, такие как AdPro, AdWork, AGAMA Digital Group, Havas Digital, Hoshva Digital, ITCG, IPlace, MediaHead, Neos, Netpeak, Newage, Promodo, Publicis Groupe Media, Qreachers, TMGU, а также представители крупнейших популярных украинских площадок, сейлз-хаусов и холдингов: 1+1, Автоцентр, 24 канал, Magnet, RBC, RIA, Ukr.net, UMH/Digimedia, Admixer, C8.Network, DMDim/Go2Net, FISH, DigitalDecisions, InternetMedia, Reklamonstr/Advideo, StarLight Digital Sales, Takitak, OLX, Edipress, T-Sell, Finance.ua, Rontar, Новое время, RST и WiFi-Bar.
Недалекое прошлое
Для понимания ситуации следует отметить, что впервые миллиардный порог в национальной валюте украинский рынок интернет-рекламы перешагнул лишь в 2014 году, выйдя на итоговые показатели в 1,014 миллиарда гривен.
Отметим также и то, что в позапрошлом году объемы баннерной рекламы составляли более 49%, соответственно этот сегмент в 2015 году просел более чем на 6,5%.
По данным исследования объемов рынка медийной интернет-рекламы, в 2013 году доля прямых продаж составила 39,44%, в 2014 - достигла 42%, а в 2015 году вновь упала до 40,95%.
Альтернативная точка зрения
Согласно данным, опубликованным Всеукраинской рекламной коалицией, рекламный интернет-рынок Украины вырос в 2015 году всего на 11%, однако при этом прирост составил аж 2,4 миллиарда в национальной валюте.
|
Итоги 2014 год, млн грн |
млн грн |
|
млн грн |
|
ТВ – РЕКЛАМА |
3 930 |
|
1.4 % |
4 606 |
16 % |
ПРЕССА |
1 670 |
|
- 21 % |
1 248 |
- 5.5 % |
РАДИО РЕКЛАМА |
290 |
|
5 % |
333 |
9 %
|
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА |
1 030 |
952
|
- 7.5 % |
1 045 |
|
РЕКЛАМА В КИНОТЕАТРАХ |
30 |
24
|
- 20 % |
26 |
10 %
|
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА |
2 115 |
|
11.3 % |
2 745 |
|
ИТОГО МЕДИА РЫНОК |
9 065 |
8 941
|
- 1.4 % |
10 003 |
12 % |
На грядущий 2016 год ВРК прогнозирует рост национального рекламного рынка в сети интернет в размере не менее 17%, при этом отмечая, что вторая половина года может показать гораздо более динамичный рост.
Тенденции рынка 2015 года
Несмотря на значительный прирост активных брендов, количество рекламных кампаний в 2015 году увеличилось всего на 1,6%. А отраженный в отчетах рост общих расходов на медийную рекламу произошел в основном за счет общей тенденции по увеличению бюджетов текущих кампаний. Так, средняя цифра по объемам рекламного бюджета в первой половине 2015 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2014.
По структуре рынка видно уменьшение частоты использования баннерной рекламы - с ростом разрешения экранов и увеличения интерактивности баннеров аудитория постепенно мигрирует в сторону более заметных, креативных и эффективных решений. За этот счет растет также и количество нестандартных размещений рекламы, поскольку креативные решения, тщательно интегрированные в контент, позволяют увеличить отклик и привлечь больше целевых посетителей. Так, рост нестандартных размещений в первой половине 2015 года составил 150%, брендинг вырос в два раза.
Очень быстро растет и рынок мобильной рекламы, что обусловленно резким скачком пользования мобильным контентом в Украине после запуска 3G сетей тройкой крупнейших мобильных операторов страны.