Брюс Тулган, всемирно известный гуру менеджмента, уверен, что для продуктивной работы команды руководителю необходим регулярный и конструктивный диалог с каждым подчиненным. Но в наше время все больше людей трудятся удаленно, фрилансеры могут находиться в других часовых поясах, а хоум-офис порою предполагает отличный от вашего рабочий график.
Как обойти эти препятствия? Обратимся к книге «Все начальники делают это», вышедшей в издательстве МИФ.
Ищите лидеров
Даже в простых обстоятельствах, когда все находятся в одном офисе, для ежедневного рабочего диалога необходима четкая организация и самодисциплина каждого участника процесса. Сложности начинаются, когда в компании:
- есть удаленные офисы
- работа идет в несколько смен
- у руководителя существенно увеличивается количество сотрудников
При 5 или 10 подчиненных легко находить время на общение с каждым их них, но что делать, когда у вас 50, 100 и больше сотрудников? Брюс Тулган советует обратить внимание на то, что внутри каждой группы сотрудников обязательно имеется неформальный лидер. Собрав в управленческое звено таких руководителей групп, вы повышаете эффективность своего управления с меньшими временными затратами.
Сколькими людьми можно управлять?
В точности не выяснено, какой максимум сотрудников может находиться в непосредственном подчинении у одного руководителя без ущерба для деятельности. Но известно, что если таковых более 30 человек, то единственный лидер в команде — это непозволительная роскошь. «Культивирование» новых лидеров даже на неофициальном уровне поможет вам серьезно расширить радиус вашего действия. Их можно назначать менеджерами проектов, но временно, при условии, что вы сможете лично контролировать эту деятельность.
Общение с представителями категорий
Известно, что одинаковых работников не бывает. Две самых распространенных ошибки руководителя в связи с этим:
- Вести ежедневный диалог только с эффективными сотрудниками, делая ставку на лучших
- Контролировать только худших сотрудников, полагая, что лучшие справятся с работой самостоятельно
Оба направления имеют очевидные изъяны, поэтому нужен третий путь. Условно разделив подчиненных на «отличников», «хорошистов» и «двоечников», менеджер может разговаривать с представителем каждой из категорий, тем самым за тот же временной период пообщавшись со всеми членами своей команды. В условиях тотального дефицита времени этот ход дает неоспоримую выгоду.
Правила удаленного управления
Что делать в ситуации, когда руководителя и подчиненного разделяет расстояние? В современных условиях это может быть как другой район города, так и противоположная сторона земного шара. Увы, но очень часто руководитель сводит общение к нерегулярным звонкам по принципу «наберу тебя, когда мне будет удобно». Это дезорганизует коммуникации и делает их неполными, пока не возникает форс-мажор, который в таких случаях практически неминуем.
Чтобы всегда держать руку на пульсе, нужно придерживаться нескольких простых правил:
- планируйте встречи на то время, когда вы оба бываете в центральном офисе или посещаете места работы друг друга;
- если существует возможность видеосвязи, старайтесь ее периодически использовать;
- при отсутствии видеосвязи ваши первые помощники — телефон и электронная почта, причем телефонные разговоры должны быть регулярными;
- до и после телефонного разговора сотрудник должен присылать вам по электронке информацию для ознакомления и план своих дальнейших действий.
Плюсы электронных коммуникаций
Конечно, электронные коммуникации не заменят живого общения с сотрудником. Но ряд безусловных преимуществ имеется и у них. Во-первых, это документальное подтверждение каждого действия руководителя и подчиненного. Сохраняя электронную переписку, каждая сторона видит перед собой весь диалог.
Эту информацию, к примеру, удаленный сотрудник может использовать в качестве прямого контрольного списка заданий, не роясь в памяти в поисках подробностей для каждого этапа работы. Руководитель же осуществляет контроль за каждым фактическим действием сотрудника и имеет наглядное представление об эффективности этих действий.