«Кремниевая долина» от телекомпании HBO – весьма забавный сериал. Его создатели стремятся к аутентичности, пусть это даже и значит, что очередной поворот сюжета может показаться далекому от IT человеку, мягко говоря, странноватым. Чтобы добиться должной степени достоверности, продюсер Майкл Джадж нанял не только консультантов, но и нескольких настоящих стартаперов, а его помощники перекапывают гигабайты новостей с технических сайтов. Благодаря такому подходу им удалось перерасти шуточки про хакеров и показать реальную культуру Кремниевой Долины, столицы мира технологий. Причем сделали это они настолько успешно, что жители Сан-Франциско и настоящей Кремниевой Долины иногда шутят, что им сериал кажется больше похожим на драму, чем на комедию. Вот важные мелочи, точно – и иногда весьма остроумно – подмеченные командой сериала.
Сериал очень точно передает внешний вид и интерьер грандиозных кампусов технологических титанов. Эстетика офиса вымышленной корпорации Hooli весьма гуглоподобна – от холла при входе до нелепой кухни, которая весьма смахивает на аналогичные помещения в самых самодовольных корпорациях, и даже до нелепых слоганов на стенах.
Памятная сцена из первого сезона: рэпер Фло Рида с переменным успехом зажигает на вечеринке нердов. На 100% соответствует действительности: например, известного MC Hammer неоднократно приглашали выступать на афтепати конференций, проводимых Salesforce.
Ричард Хендрикс, протагонист «Кремниевой долины» – работник Hooli, который разрабатывает программу для музыкантов, но неожиданно и совершенно случайно изобретает самый совершенный алгоритм сжатия данных во вселенной. Странно, но факт: многие стартапы создали свои лучшие продукты совершенно случайно. Slack, приложение-чат, чья капитализация оценивается в $3.5 млрд, начинался как средство координации действий разработчиков многопользовательской игры под названием Glitch. Игра умерла, не родившись, а вот бывший «внутренний» чат живее всех живых и продолжает развиваться.
Хендрикс разрабатывал свой Pied Piper, живя и работая в «инкубаторе» Эрлика Бахмана, где он мог не платить аренду, взамен предоставляя хозяину «инкубатора» долю в своем продукте. В реальной жизни «инкубаторы» вполне существуют – именно из них в реальный мир вышли широко известные стартапы вроде Dropbox и Airbnb. Единственное отличие в том, что в реальности программистам предоставляется скорее обучение, чем кров и стол.
У стартапов действительно есть хорошая традиция – зарождаться в гаражах и комнатах общежитий. Google, Apple, Amazon, Hewlett-Packard и многие, многие, многие другие технологические компании были созданы в гаражах Кремниевой Долины.
Сериал весьма точно подмечает то, как программисты организовывают совместную работу. Когда команда нуждается в том, чтобы структурировать процесс, они действительно часто используют метод Scrum…
…и прибегают к «стоячим» встречам, где отчеты и проблемы обсуждаются стоя в самом прямом смысле этого слова. Идея тут в том, что, стоя на ногах, люди говорят меньше лишних слов, чем сидя в уютном кресле, и совещания проходят быстрее и эффективнее.
В сериале корпорация Hooli отправляет «на скамейку запасных» сотрудников, которые компании уже не нужны, но все еще слишком ценны и много знают, чтобы позволить им уйти к конкурентам. Эта тактика действительно используется «гуглоподобными» компаниями в реальной жизни, есть даже сленговый термин «отдых в спасжилете» – когда человек получает зарплату от компании, ничего при том не делая.
В текущем сезоне «Кремниевой долины» Хендрикс уволен с поста генерального директора компании, которую он же и создал, потому что инвесторы перестали верить в его лидерские способности. Звучит дико, но в реальности такое происходило не раз. Такая судьба не обошла даже Стива Джобса. Он был уволен из Apple советом директоров после того, как он попытался «подвинуть от руля» тогдашнего CEO Джона Скалли. Правда, в конце концов Скалли тоже уволили. Бывает.
В сериале Гилфойл – гражданин Канады, живущий с «рабочей» визой. Такая ситуация – не редкость в реальной Кремниевой Долине. Многие технологические компании спонсируют подобные визы и нанимают высокопрофессиональных сотрудников-иностранцев… при этом зачастую несколько занижая их итоговую зарплату.
Появлявшиеся среди работников Hooli парни-«брограммисты», программисты с манерой поведения «мачо» – реально наблюдающийся в Кремниевой долине феномен. Они – порождение культуры, где футболка и толстовка сойдут за официальный дресс-код.
Единственное, что в сериале не отражает реальное положение дел – репрезентация женских образов. Самые часто встречающиеся женские персонажи – это венчурные инвесторы, но в реальности среди инвесторов Кремниевой долины всего 7% женщин. Пожалуй, это наименее реалистичный момент в сериале – наряду с тем, что среди прогеров-протагонистов как раз ни одной девушки.