Онлайн-образование популярнее Facebook / Все новости / Главная

Индустрия онлайн-образования растет быстрее, чем Facebook. За пять лет число людей, которые учатся онлайн, достигло аудитории в 35 млн.

Онлайн-образование набирает популярность не просто так. Это возможность обучаться в  свободное время в любом месте. Даже если вы живете в Козятине, не нужно увольняться с работы и ехать в столицу, чтобы освоить новую специальность или повысить профессиональный уровень. С появлением онлайн-образования  обучение стало более доступным.

За прошедшие несколько лет целевая аудитория онлайн-курсов сильно изменилась. Изначально подобные проекты придумывали для студентов. Сейчас же основная аудитория образовательных онлайн-платформ – работающие специалисты от 25 до 40 лет, за плечами которых уже есть как минимум одно образование.

Это отображается и на показателях популярности. Если в 2011 году насчитывалось всего 160 тыс. приверженцев онлайн-курсов, то сегодня их количество уже превысило 35 млн человек во всем мире. И более 570 различных университетов, не считая отдельных образовательных платформ, уже приняло участие в разработке онлайн-курсов. При этом 90% существующих онлайн-курсов создано университетами, занимающими первые 50 позиций в глобальном рейтинге университетов U.S. News.

Украина заметно отстает в части внедрения инноваций от остального мира, но в последние два года успешно преодолевает этот барьер. Так, мобильные операторы практически закончили внедрение 3G связи в основных крупных городах страны. А правительство вплотную озаботилось предоставлением услуг в онлайне, создав портал электронных государственных услуг iGov.

Доля онлайн-курсов на украинском образовательном рынке будет неуклонно расти - так же, как и во всем остальном мире. Управляющий партнер  украинской образовательной платформы SmartMeUniversity Оксана Белая подчеркивает, что в нашей стране онлайн-курсы становятся спасением для людей, которые в силу разных причин (в первую очередь, финансовых) не могут получить высшее образование. Стоимость онлайн-курсов, как правило, на два порядка ниже, чем этот же курс в очной форме. Кроме того, многие слушатели онлайн-курсов используют их в качестве дополнительных материалов к стандартной учебной программе вузов.

 

В последнее время в Украине онлайн-курсы также стали пользоваться популярностью у школьников. Таким образом ученики и  преподаватели заполняют недостаток информации в школьной программе. Ведь в Украине до сих пор учатся по учебникам 90-х годов. А, в отличие от стандартной госпрограммы, информация в онлайн-курсах всегда актуальная и часто обновляется.

Какие проблемы онлайн-курсов в Украине

Одна из актуальных проблем украинских онлайн-курсов –  вопрос о бесплатности такого образования. Часть пользователей искренне считают, что платить за онлайн-курсы – преступление. И, выбирая бесплатные курсы, часто жалуются на их качество.

Причина таких жалоб проста. Для того, чтобы сделать курсы бесплатными, разработчики вынуждены максимально снижать затраты. Вплоть до того, что курсы записываются на веб-камеру. Соответственно, многие бесплатные онлайн-курсы имеют очень низкое качество съемки, звука и монтажа. Кроме того, страдает такой важный параметр, как адаптация учебного плана под онлайн-формат.

«Как итог, мы имеем огромное количество пользователей, которые разочаровываются в онлайн-обучении и активно высказывают свою точку зрения окружающим. В обществе распространяется мысль, что онлайн-обучение – это что-то новомодное, но при этом жутко неудобное явление. И чтобы заставить себя это смотреть – нужны усилия», – подчеркивает управляющий партнер  SmartMeUniversity.

Чему хотят учиться украинцы

Сегодня в Украине набирают популярность онлайн-курсы, посвященные программированию, управлению бизнесом и точным наукам. А вот количество гуманитарных курсов растет медленнее. И эти тенденции полностью соответствуют мировым. Люди готовы тратить время на то, что позволит им больше зарабатывать, получить новую профессию или освоить новый навык. Доля курсов «Для общего развития» – таких как курсы фотографов – идет на убыль.

«Важно отметить, что наибольшей популярностью у нас пользуются онлайн-курсы с индивидуальным графиком. Например, по курсу Java Gr 8 мы наблюдаем прирост слушателей в три раза с начала года. В таких курсах нет строгих дедлайнов и периодов времени, когда надо проработать очередной материал или сдать тест. Каждый учащийся двигается в своем темпе», –  подчеркивает Белая.

 

Эффективность такого типа курсов подтверждается мировой статистикой. По данным международного исследования, проведенного в 2015 году, студенты, которые сами решали, когда учиться, набирали на экзаменах в среднем на 12.65 баллов больше, чем студенты, проходившие онлайн-курсы со стандартным графиком. По сути, именно гибкость графика позволяет студентам соответствовать или даже превосходить по результатам коллег, предпочитающих традиционное очное обучение или курсы, проходящие по расписанию.

Вряд ли сегодняшнюю политику украинских вузов можно считать направленной на создание культуры полноценного онлайн-обучения.

«Скорее речь идет об инициативе отдельных вузовских преподавателей, которые самостоятельно или в кооперации с коммерческими структурами разрабатывают онлайн-курсы», - подчеркивают в SmartMeUniversity.

В основном у такой слабой мотивированности несколько причин:

  • многие преподаватели боятся, что потеряют востребованность, если их знания будут записаны на видео и выложены в сеть;
  • недостаточное знание методики разработки онлайн-курсов. Ведь нельзя просто прочитать на камеру то, что ты читаешь в лекционном зале – это не принесет пользы. Для онлайн-курсов все материалы разрабатываются заново.
  • у большинства преподавателей (даже самых лучших) практически отсутствует опыт работы на камеру.

Но онлайн-курсы все равно остаются популярными. А это значит, что уже в ближайшем будущем мы получим активное увеличение количества материалов, которые можно выучить в сети.

Напомним, что ранее IGate уже публиковал материал, посвященный украинским образовательным онлайн-платформам, а также 10 лучших приложений для студентов.

CEO образовательной платформы EDUGET Татьяна Ефименко отмечает, что одним из самых распространенных возражений у потенциальных учеников является отсутствие контроля.

«Самое распространенное, скорее, сомнение, чем возражение: «кто же меня будет заставлять учиться». Ответ прост: никто не будет.  Вспомните, сколько раз начинали учить что-то, и не важно как, на курсах, с помощью индивидуальных преподавателей, книг и бросали. Эффективность онлайн курсов, как и любого обучения, зависит от мотивации человека, нет мотивации, нет результата», - подчеркивает она.

Со своей стороны образовательные платформы стараются сократить количество «воды» в курсах. Так, EDUGET разбивает длинные курсы на короткие по определенной теме, чтобы человек за короткий срок изучил то, что необходимо ему конкретно сейчас.

Ефименко подчеркивает, что онлайн-курсы подходят тем людям, которые понимают, что постоянное обучение – это гигиена мозга. Задача образовательных платформ – сделать интересные по форме и качественные по содержанию курсы. При этом, EDUGET помогает самоконтролю студента, включая в курс тесты, которые помогают оценить результат обучения.

Комментируя ценообразование курса, Ефименко отмечает, что в большинстве случаев цена на курс – это выбор автора. На цену влияет известность автора, актуальность темы и длительность программы. Онлайн-курс всегда дешевле, чем офлайн.

Марина Осадчая из Одессы (офис-менеджмент и SMM) сейчас проходит онлайн-курсы по подготовке тестировщиков ПО.

«Я выбирала курсы, исходя из параметров «тема, цена и время». Также для меня важен гибкий график», - говорит она.

Осадчая отмечает, что в онлайн-обучении сложнее всего за очень сжатое время освоить большой объем информации. Иногда читающие программисты забываются и переходят на профессиональную лексику. Тогда спасает Google –  уточнить-то не у кого.

 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: