В последнее время мы все чаще слышим прогнозы о скором закате эпохи смартфонов. В прошлом месяце Алекс Кипман, один из разработчиков гарнитуры виртуальной реальности HoloLens, заявил, что смартфоны уже мертвы, хотя люди этого еще не поняли. А чуть раньше Марк Цукерберг, создатель Facebook, заявил, что смартфоны начнут терять актуальность примерно через пять лет. В общем, в мире технологий намечается очередной переломный момент. И многие аналитики уверены, что в ближайшем будущем на смену смартфону придут очки дополненной реальности.
Пожалуй, самым совершенным устройством дополненной реальности на данный момент можно считать Microsoft HoloLens. Гарнитура все еще находится в разработке. Габаритами она больше напоминает шлем виртуальной реальности, так что маловероятно, что современные пользователи будут носить это устройство так же активно, как используют смартфон. Да и стоимость гаджета не вдохновляет - актуальная цена HoloLens составляет $3 тыс. Тем не менее, устройство остается одной из самых высокотехнологичных разработок в сфере дополненной реальности.
Не так давно журналистам издания TechRadar удалось изучить HoloLens поближе. Вот как они описывают гарнитуру.
Качество сборки и комфорт
HoloLens состоит из двух колец. Более толстое пластиковое кольцо содержит всю электронную начинку устройства. К этому же кольцу крепится визор-дисплей. Внутреннее кольцо охватывает голову пользователя. Оно обито мягким материалом и имеет ролики для подстройки под голову конкретного человека. В общем, несмотря на крупный размер, гарнитура не вызывает особого дискомфорта.
Правда, есть и ряд недостатков. Оптимальный уровень взаимодействия с дополненной реальностью достигается при некоем идеальном положении гарнитуры. Это значит, что всякий раз, надевая устройство на голову, пользователю приходится снова возиться с правильной подстройкой крепежей.
Как и в случае с шлемами виртуальной реальности, вес HoloLens сосредоточен во фронтальной части. пользователю может быть достаточно трудно забыть о том, что у него на лбу висит некий тяжелый объект. В общем, если разработчики хотят чтобы гарнитуры дополненной реальности заменили смартфоны, им придется поработать над снижением веса устройств. Текущий вес HoloLens не то чтобы причиняет дискомфорт, но, скорее, не позволяет пользователю забыть о гаджете. А значит, уменьшает степень погружения.
HoloLens можно носить вместе с обычными очками для коррекции зрения. Гарнитура надевается прямо поверх очков и не мешает им. Это - достоинство, которым шлемы виртуальной реальности не обладают. К примеру, Oculus Rift очень сильно прижимает очки к лицу пользователя.
Также, в отличие от шлемов виртуальной реальности, HoloLens не вызывает тошноты. Поскольку очки прозрачны и пользователь видит сквозь них свое реальное окружение, у него не возникает ощущения дезориентации и клаустрофобии, как бывает с некоторыми пользователями виртуальной реальности.
Обзор и управление голограммами
Пока для дополненной реальности HoloLens существует не так много контента. В основном, он носит демонстрационный характер. К примеру, перед пользователем возникает шар, который падает на пол, пробивает его, и в полу образуется дыра. За ней открывается виртуальный мир, который можно рассматривать, обходя дыру с разных сторон. Выглядит все это впечатляюще.
Сами голографические образы выглядят ярко, четко и реалистично. Тем не менее, если присмотреться к ним, можно увидеть небольшое подрагивание. По мере того как вы перемещаете образы или смещаетесь относительно них, виртуальные объекты ведут себя подобно реальным. Вы можете рассмотреть тыльную сторону. Голографические образы реалистично взаимодействуют с реальным миром. К примеру, виртуальный шар из бумаги падает на пол и реалистично катится по нему.
Увы, с контролем голограмм все обстоит не так гладко. Управление виртуальными образами должно быть интуитивно понятным даже пользователю-новичку. Увы, сейчас оно таковым не является. Разработчикам HoloLens предстоит еще много работы в этом направлении.
Один из способов управления голограммами - голосовые команды. Устройство понимает их, но действует не так быстро, как хотелось бы. Между командой и ее выполнением существует раздражающая задержка в пару секунд.
Управление жестами также работает не очень гладко. Пользователю нужно довольно много временим, чтобы разобраться с тем, на каком оптимальном расстоянии от лица нужно держать руки для управления виртуальными образами. HoloLens не всегда точно распознают движения рук. К примеру, устройство может путать, хотите ли вы взять виртуальный объект или оттолкнуть его. В общем, работе с HoloLens придется учиться.
Следует отметить потрясающую работу динамического звучания гарнитуры. Если какой-то из виртуальных объектов издает звуки, эти звуки будут становиться тише, если вы отходите от голограммы, громче - если приближаетесь. Само собой, учитывается и смещение вправо или влево. Это очень сильно усиливает эффект погружения.
А вот что мешает этому эффекту - ограниченный размер визора. Прозрачный дисплей не перекрывает ваш обзор полностью. Это значит, что, вращая глазами, вы можете видеть края дисплея. И, само собой, голограммы за этими краями исчезают.
Вывод
На данный момент работа HoloLens не идеальна. Если у вас есть лишние $3 тыс., то сегодня эти деньги стоит потратить на что-то более конструктивное. Во-первых, как уже говорилось, контента для HoloLens практически нет. Все ограничивается демонстрациями и инструментами для разработчиков. Спустя несколько лет ситуация улучшится, но сейчас простому пользователю покупать гарнитуру незачем.
Во-вторых, разработчикам необходимо усовершенствовать систему управления виртуальными образами. Необходимо ускорить реакцию гарнитуры на голосовые команды и разработать некую простую и интуитивно понятную систему жестового контроля.
Дополненная реальность, безусловно, великолепная игрушка, но время высокотехнологичных гарнитур пока не наступило. Спустя несколько лет эта технология станет намного совершеннее и, главное, намного доступнее.