Когда речь заходит о технологиях виртуальной реальности, сегодня больше всего вспоминают амбициозный проект Oculus Rift. В этом нет ничего удивительного, ведь версия шлема для широкого рынка уже почти готова, а версию для разработчиков можно даже приобрести, правда, лишь полулегальным методом.
Впрочем, как это часто бывает, для рынка не столь важно, кто выпустит устройство первым. Потребитель будет ценить товар за его качество, а не за первенство. На пятки Oculus Rift наступает Samsung со своим шлемом виртуальной реальности Gear VR. Японская компания Sony продолжает активную работу над очками «Project Morpheus».
Не так давно стало известно, что Apple также подключились к этой виртуальной гонке. Пока неизвестно, как будет называться новое устройство, но есть основания полагать, что оно, по традиции, будет начинаться с буквы «i».
Дело в том, что, в отличие от того же Oculus Rift, который изначально разрабатывается как устройство для ПК, шлем виртуальной реальности, который разрабатывается Apple, будет работать в связке с iPhone или iPad. Как и новые часы «Watch», презентованные в начале сентября, шлем будет представлять собой сложную высокотехнологичную гарнитуру, которая, тем не менее, бесполезна без основного устройства по обработке данных.
Известно, что устройство будет задействовать и периферийное зрение. С учетом бокового зрения угол обзора здорового человека достигает почти 190 градусов. Это означает, что внутри шлема, скорее всего, будет не два монитора, по одному на каждый глаз, а в несколько раз больше, для расширения обзора.
Еще один любопытный факт – в устройстве будут задействованы камеры и сенсоры. Остается открытым вопрос о том, куда они будут направлены, внутрь шлема, или наружу.
Если камеры будут направлены наружу, то устройство можно будет использовать не только как шлем виртуальной реальности, но и как очки дополненной реальности, вроде тех, что сейчас разрабатывает Google.
Сенсоры внутри шлема могут быть необходимы для функции айтрекинга (определения положения глазного яблока). Суть в том, что человек воспринимает глубину трехмерного пространства не только благодаря стереоскопическому зрению, но и с помощью аккомодации хрусталика. Создать частичную иллюзию трехмерности, основывающуюся на стереоскопическом эффекте, очень просто получается с помощью двух мониторов. Но при этом хрусталик глаза все равно воспринимает монитор, как плоскость. Отсюда – ощущение недостаточной реалистичности и головокружение, на которое жалуются испытатели Oculus Rift. Два глаза видят трехмерное изображение, но каждый глаз по отдельности не ощущает глубины.
Эксперты полагают, что с помощью высокоточного айтрекинга можно было бы определять, на какую деталь виртуального мира в данный момент смотрит пользователь и, соответственно, на ней и фокусировать выводимое изображение.
Впрочем, пока достоверно неизвестно, какими именно возможностями будет обладать шлем от Apple. Тем не менее, в Сеть просочилась еще одна любопытная деталь.
Компания заявляет, что ее разработка сможет использоваться людьми, имеющими дефекты зрения.
Учитывая это, следует упомянуть недавнюю совместную разработку Массачусетского технологический института и Калифорнийского университета в Беркли. Этим летом два крупнейших научно-исследовательских центра США разработали технологию, которая подстраивает изображение на мониторе под индивидуальные нарушения зрения каждого конкретного пользователя. Система анализирует, каким именно образом искажено зрение человека и соответствующим образом искажает изображение, выводимое на дисплей. В итоге пользователь без очков или линз видит на экране четкую картинку.
А теперь самый любопытный факт. Исследования этой технологии проводились с помощью продукции Apple – был модифицирован дисплей iPod Touch.
Вполне возможно, это совпадение, и ученые просто использовали гаджет, который оказался у них под рукой. Но если это не случайность, и Apple, действительно, обладает ресурсами, позволяющими задействовать для своих разработок крупнейшие научные учреждения страны, то у конкурентов компании не останется никаких шансов.