Более века назад, в 1898 году, градостроители со всего мира съехались в Нью-Йорк, чтобы обсудить актуальные проблемы транспорта и городской планировки. К тому времени автомобиль уже существовал. Он был создан примерно десятью годами ранее, но оставался редкой игрушкой, которую могли позволить себе лишь самые богатые люди. Накануне XX основным средством для передвижения между городами была железная дорога. А главным видом городского транспорта, как и во времена Древнего Рима, оставалась лошадь.
В Нью-Йорке 1900 года никто не предвидел скорого нашествия автомобилей
Потому на съезде в Нью-Йорке градостроители обсуждали очень важную, как им казалось, проблему. Они были уверены, что лошадь будет оставаться главным видом транспорта еще много десятилетий. Города росли, лошадей становилось больше. В одном только Нью-Йорке в конце XIX века лошади оставляли на улицах около 1200 тонн навоза ежедневно.
Никто из градостроителей в тот момент не знал, что пока они всерьез обсуждают создание инфраструктуры для удаления лошадиных экскрементов, молодой инженер по имени Генри Форд создает нечто, что менее чем через два десятилетия навсегда решит эту проблему. В 1908 году доступный автомобиль Ford Model T совершил революцию в транспортировке и спас человечество от утопания в лошадином навозе.
Реалии и прогнозы
Беспилотный автомобиль Waymo во время тестов в городе
Сегодня автомобильная промышленность находится под влиянием сразу четырех важных тенденций.
- Электрификация понемногу снимает человечество с топливной иглы.
- Подключенность к интернету и связь с другими транспортными средствами открывают новые возможности в навигации и управлении машиной.
- Экономика совместного потребления превращает автомобиль из собственности в сервис.
- Развитие беспилотных технологий делает машину самостоятельным участником дорожного движения.
В общем, Мэри Барра, генеральный директор General Motors, полагает, что в следующие пять лет мы увидим больше изменений в автомобильной промышленности, чем видели за последние полвека.
Пожалуй, среди этих четырех тенденций самая важная - последняя. Распространение беспилотных машин может оказать на транспортировку не меньшее влияние, чем легендарный Ford Model T. Беспилотники повлияют на жизни людей множеством способов:
- уменьшится количество аварий, в том числе, с летальным исходом;
- как следствие, медики смогут больше внимания уделять помощи больным, а не спасению раненых;
- человек, избавленный от необходимости управлять машиной, сможет эффективно использовать освободившееся время;
- исчезнут профессии водителя и таксиста;
- изменятся бизнес-модели агентств по продаже автомобилей;
- решится множество проблем с парковкой;
- резко снизится потребность людей в получении водительских прав;
- исчезнет проблема вождения в уставшем или нетрезвом виде;
- расширятся возможности в передвижении стариков и инвалидов.
За последние пару лет беспилотные автомобили превратились из перспективной технологии в реально существующие продукты. Фактически, каждый крупный автомобилестроитель сегодня уделяет внимание автопилоту и ведет разработку в этом направлении. Гиганты Кремниевой долины, вроде Apple и Waymo, также вкладываются в разработку автомобильных технологий. Прошлым летом генеральный директор Apple Тим Кук назвал автомобильный автопилот “матерью всех ИИ-проектов”. В общем, то, что в будущем большая часть транспорта будет автономной, не вызывает никаких сомнений. Но когда наступит это будущее?
Как скоро?
Вопрос о том, как скоро произойдет массовое принятие беспилотных машин - горячая тема в автомобильной промышленности. Некоторые полагают, что принятие этой технологии будет происходить так же, как происходило принятие автомобиля вообще, и всего за пару десятков лет весь мир пересядет на беспилотники. Другие указывают на существующие препятствия и полагают, что принятие займет намного больше времени.
Сообщество автомобильных инженеров (SAE) делит транспортные средства на шесть уровней по степени автономности.
- Уровень 0 - полное отсутствие автономности.
- Многие новые автомобили сегодня имеют автоматизацию на Уровне 1. Эта автоматизация включает адаптивный круиз-контроль и систему удержания полосы.
- У некоторых моделей имеется автоматизация Уровня 2. Такая система может ускорять, тормозить и вести транспортное средство, но все же требует, чтобы водитель все время находился за рулем и контролировал дорожную обстановку. Автопилот Tesla относится именно ко второму уровню.
- Система Traffic Jam Pilot от Audi относится уже к Уровню 3 - она управляет автомобилем на скоростях до 60 км/ч без потребности в постоянном человеческом наблюдении.
- Waymo, подразделение Google, в настоящее время проверяет автопилот Уровня 4, который способен управлять машиной в большинстве дорожных условий.
- Максимальный Уровень 5 - полностью автоматизированный автомобиль, справляющийся с любыми дорожными ситуациями. Автопилота такого уровня пока просто не существует.
Audi A8 - одна из первых машин с автопилотом Уровня 3
В прошлом году компания Boston Consulting Group предсказала, что к 2030 году 25% всех пройденных километров на территории США будет преодолено электрическими автономными транспортными средствами. А консалтинговая компания McKinsey предсказывает, что через 20 лет примерно 90% автомобилей в США будут полностью автоматизированы.
Впрочем, и Boston Consulting Group, и McKinsey признают, что все может быть не так просто и радужно. McKinsey рисует альтернативный сценарий, в котором массовый переход на беспилотные автомобили займет намного больше двух десятилетий. Виноваты в этом могут быть СМИ и социальные медиа. Дело в том, что к инцидентам с участием беспилотных автомобилей приковано слишком много общественного внимания. Когда тысяча человек разбивается в обычных автокатастрофах, всем плевать. Но стоит одному человеку погибнуть в беспилотном автомобиле, как об этом узнает весь мир. А еще многие водители не захотят пересаживаться на беспилотные машины просто в силу привычки. В общем, довольно трудно прогнозировать, насколько тепло широкие массы людей примут новую технологию.
Между тем, компании всего мира, от Apple до Toyota, вливают в автопилот миллиарды долларов. В данный момент более сотни стартапов Кремниевой долины заняты этой технологией. Компания Ford недавно объявила, что в следующие пять лет инвестирует в разработку автопилота $4 млрд. и в 2021 году выпустит свой первый беспилотный автомобиль. Корпорация General Motors планирует выпустить беспилотник уже в 2019. Сразу несколько компаний в данный момент тестируют автопилот на дорогах городов мира.
К примеру, машины Waymo без водителей прошли уже 8 млн миль по дорогам общего пользования в США. Причем последний миллион миль они накатали всего за месяц. С ближайшее время компания закупит еще 62 тыс. минивэнов у Fiat Chrysler, чтобы оснастить их автопилотом и тестировать по всей стране.
На основании этого Деннис Канео, аналитик Fisher & Phillips, предполагает, что принятие беспилотной технологии будет увеличиваться не линейно. Так, к 2030 году мы увидим в развитых странах примерно 10% автомобилей с автопилотом Уровня 4. И лишь после 2030 года кривая взлетит, а число таких машин начнет расти в геометрической прогрессии.