Хотите тратить меньше денег в супермаркете? Спрячьте телефон. Использование смартфона во время похода по супермаркету увеличивает сумму чека примерно на 41%. К такому выводу недавно пришли ученые Университета Бата (Великобритания).
Сбой автопилота
Исследователи заметили, что покупатели, активно использующие смартфон во время походов по супермаркету, тратят больше денег на импульсивные покупки. По словам ученых, использование мобильного телефона отвлекает людей от запланированного списка покупок. При этом не имеет значения, составлен ли этот список на бумаге, или речь идет о мысленном перечне продуктов, которые нужно купить.
В среднестатистическом супермаркете находятся сотни, а порой и тысячи разнообразных продуктов. Человек не может сознательно обработать всю эту информацию. Чтобы упростить навигацию, мозг старается запоминать расположение наиболее частых покупок. Потому, даже когда вы ходите по супермаркету со списком, в вашей голове работает небольшой автопилот, позволяющий быстрее находить нужные товары и игнорировать разнообразный хлам. Когда вы достаете смартфон и начинаете на ходу отвечать на звонок, проверять уведомления или сообщения в соцсети, работа этого автопилота нарушается. По словам исследователей, при этом человек начинает двигаться и вести себя совершенно иначе.
Рассеивание внимания
Эта информация подтверждается реальными исследованиями. Ученые проанализировали 294 похода по супермаркету с участием 120 покупателей. Сперва испытуемым предлагалось пройтись по магазину без смартфона, потом - на ходу используя смартфон. При этом с помощью технологии отслеживания взгляда ученые наблюдали, на какие товары смотрит человек.
Как выяснилось, без телефона человек перемещается по магазину более целенаправленно. Его взгляд высматривает на полках конкретные продукты. Но в компании смартфона маршрут становится более хаотичным, а внимание рассеивается. Покупатель уже не высматривает нужные продукты, а хаотично шарит взглядом по полкам. При этом он часто натыкается на товары, которых не было в его изначальных планах, но он все равно кладет их в корзину. Таким образом, количество спонтанных покупок может возрастать почти в полтора раза, а средняя сумма в чеке повышается на 41%.
По словам ученых, ритейлеры довольно часто опасаются, что мобильные телефоны отвлекают покупателей от покупок. На деле же все обстоит иначе - человек со смартфоном склонен тратить больше. Потому исследователи рекомендуют супермаркетам, желающим продавать больше, создавать условия для более активного использования смартфонов. Например, раздавать посетителям бесплатный Wi-Fi.
Если же вы хотите тратить поменьше денег - не говорите по телефону во время покупок. А желательно - вообще не доставайте смартфон из кармана во время посещения супермаркета.