Мобильные гарнитуры виртуальной реальности помогли миллионам людей испытать технологию ВР, но теперь разработчики официально признают, что это - тупик. Мобильная виртуальная реальность официально мертва.
В прошлом месяце технический директор Oculus Джон Кармак предрек, что дни платформы Samsung Gear VR, приводимой в действие смартфоном, сочтены. По его словам, одной из главных проблем Gear VR является необходимость перенастраивать платформу под каждый новый смартфон. В своем выступлении Кармак признал, что платформа Google Daydream работает надежнее. Но вчера компания Google сообщила, что прекращает работу Daydream View. Daydream не будет работать с новыми смартфонами Pixel 4. Приложение все еще будет доступно в Google Play и его можно будет запустить на старых смартфонах. Но важен сам факт того, что Google отказалась от платформы, которая еще недавно позиционировалась как неотъемлемая часть Android. В общем, со вчерашнего дня мобильная виртуальная реальность мертва.
Техническое несовершенство и проблемы совместимости
Платформа Daydream была анонсирована в 2016 году. Вскоре после этого была представлена простая картонная гарнитура Cardboard. В тот момент Google прогнозировал, что в течение пары лет количество пользователей Daydream-совместимых смартфонов достигнет сотен миллионов человек. Увы, реальность оказалась совершенно иной. В 2019 году ни один из смартфонов нового поколения не совместим с Daydream. По словам представителей Google, платформой не заинтересовались ни потребители, ни разработчики.
Пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Картонная гарнитура Cardboard сделала виртуальную реальность доступной. Газета The New York Times бесплатно раздала своим подписчикам миллион таких гарнитур. Но это был очень дешевый и одноразовый продукт. Пользователи попробовали гарнитуру, впечатлились - и забыл о ней. Сделать виртуальную реальность массовой не удалось.
“Мы видели большой потенциал в виртуальной реальности, работающей от смартфона. Возможность использовать смартфон, который вы всегда носите с собой, для быстрого погружения на ходу. Но со временем возникли явные ограничения, которые не позволили сделать такую мобильную виртуальную реальность жизнеспособным долгосрочным решением”, - говорит пресс-секретарь Google.
В Google говорят, что пользователям не нравилось терять доступ к своим смартфонам, в то время как активация Daydream требовала перехода в другую экосистему приложений. И это не единственная проблема.
Джон Кармак отмечает, что виртуальные 3D-приложения слишком быстро тратят драгоценный заряд аккумулятора. Кроме того, гарнитура Samsung Gear VR оказалась слишком сложной в настройке. На бумаге Gear VR была чрезвычайно популярным устройством. За первый год Samsung удалось продать не менее 5 млн единиц, в то время как профессиональные подключаемые к ПК шлемы, вроде Oculus Rift, продавались лишь сотнями тысяч. Тем не менее, по словам Кармака, Gear VR не удалось сохранить аудиторию. Ведь всякий раз, когда пользователь извлекал смартфон из гарнитуры, а затем вставлял его обратно, гаджет приходилось перенастраивать заново. В данный момент Samsung официально не прекращал продажи Gear VR. Тем не менее, эксперты отмечают, что гарнитура постепенно исчезает с прилавков магазинов, по крайней мере, в США.
Daydream же погубило отсутствие поддержки со стороны производителей смартфонов. Изначально Google анонсировал партнерство с компаниями Samsung, LG и HTC. Тем не менее, за два года все эти компании перестали выпускать Daydream-совместимые гаджеты. В основном, из-за того, что их дисплеи не соответствовали стандартам Daydream.
Конкуренция с “настоящим” железом
Еще одной причиной поражения стало то, что мобильная виртуальная реальность попросту не способна тягаться с профессиональными конкурентами. Виртуальный опыт Gear VR или Daydream интересен, но не идет ни в какое сравнение с глубоким погружением от Oculus Rift, HTC Vive или PlayStation VR. И по мере того, как разработчики понимали, чего действительно хочет пользователь, разрыв становился всё более очевидным.
Мобильные гарнитуры были хороши в воспроизведении виртуального видео, но такое видео трудно сделать и монетизировать. Потому компании вроде Jaunt и Inside, которые поначалу экспериментировали в новом жанре, начали постепенно переключаться на более перспективную сферу дополненной реальности. Google купил несколько известных ВР-стартапов, но большинство по-настоящему интересных приложений требовали профессиональных шлемов виртуальной реальности. Возможностей смартфона для их работы было недостаточно.
Между тем, автономные шлемы виртуальной реальности, не зависимые ни от смартфона, ни от системного блока, стали дешевле и качественнее. Oculus отвоевал старое место Gear VR со своим мобильным шлемом Oculus Go. Более продвинутой версией стал новый Oculus Quest. Если пользователь может заплатить $200 за автономный Oculus Go или $400 за Quest, пластиковая коробка с линзами за $100 выглядит не слишком хорошим предложением.
Google пока не представил никакой автономной замены Daydream. Тем не менее, представители компании подтверждают, что появление гарнитуры, которая сможет работать без смартфона, весьма вероятно в будущем.
В общем, мобильная виртуальная реальность оказалась тупиковой ветвью развития. Вероятно, она не исчезнет совсем. Хотя бы потому, что коробки с линзами, проде Cardboard, очень просты в изготовлении, как и самые базовые примитивные приложения для них. Тем не менее, разработчики больше не заинтересованы в развитии данного направления. Мобильная виртуальная реальность официально мертва. И, вероятно, горевать по ней не стоит.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate