Команда Массачусетского технологического института (MIT) создает искусственный интеллект, классифицирующих типы личностей окружающих водителей-людей. Зная характер человека, ИИ сможет лучше предсказывать его действия на дороге. Очевидно, что в мире, где на дорогах вынуждены сосуществовать традиционные и беспилотные автомобили, такая система сделает движение более безопасным.
В данный момент системы ИИ в беспилотных автомобилях предполагают, что все живые водители действуют примерно одинаково. При этом разработчики тратят бесчисленное количество ресурсов, пытаясь научить автопилот адекватно реагировать на внештатные ситуации. Как следствие, беспилотные машины получаются даже чрезмерно осторожными. Это снижает угрозу аварий, но затрудняет движение в ситуациях, когда живые водители тоже ведут себя вежливо и осторожно. Например, человек за рулем соседней машины может пропускать беспилотный автомобиль, но тот не двинется с места, опасаясь от водителя более агрессивного вождения.
Новая публикация Лаборатории искусственного интеллекта МТИ описывает, как методы социальной психологии и теории игр могут быть использованы для выхода из таких ситуаций. Инженеры пытаются научить ИИ анализировать поведение других водителей и определять их характер. Для этого вводится понятие “Социальной ценностной ориентации” (Social Value Orientation, SVO). Люди оцениваются по условной шкале “альтруизма”. С одной стороны шкалы находятся водители, склонные вести себя на дороге максимально эгоистично, с другой - водители, склонные думать о других и уступать дорогу. Таким образом, ИИ пытается учиться тому, что мы все делаем бессознательно, - оценивать ситуативные риски на дороге, основываясь на поведении окружающих.
Используя смоделированный тест, в котором компьютер изучал короткие фрагменты движения автомобилей, ученые смогли улучшить качество прогнозов ИИ о перемещениях этих автомобилей на 25 процентов. Например, в симуляции перекрестка с поворотом налево компьютер смог точнее оценить безопасность маневра, основываясь на прогнозах о том, насколько агрессивным может быть встречный водитель.
Система все еще находится в разработка, потому не готова к внедрению в реальный автопилот. Тем не менее, уже сейчас становится понятно, что анализ поведения водителей станет очень важной частью беспилотных систем.
“Создание более человекоподобного поведения в беспилотных автомобилях имеет основополагающее значение для безопасности пассажиров и окружающих транспортных средств”, - говорит ведущий автор исследования, аспирант MIT Уилко Швартинг.
В будущем разработчики планируют расширить модель Социальной ценностной ориентации, научив бортовой ИИ автомобилей оценивать поведение не только других водителей, но и пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate