Лучшие космические фотографии ноября 2019 / Все новости / Главная

Межзвездная комета, черная дыра, порождающая звезды и искаженный гравитацией свет чужой галактики. По традиции, публикуем подборку лучших фотографий на научную и космическую тематику, сделанных в ноябре 2019.

Меркурий на фоне солнца

11 ноября человечество могло наблюдать редкое астрономическое явление, называемое “транзитом Меркурия”. Меркурий прошел на фоне диска Солнца, находясь при этом в точке своей орбиты, максимально приближенной к Земле. Сами по себе транзиты Меркурия - не редкость, но такие удобные для наблюдения проходы происходят не слишком часто - примерно 13-14 раз за столетие. В следующий раз такой транзит можно будет наблюдать уже после 2032 года.

На фото, сделанном при помощи космической Обсерватории солнечной динамики NASA, видно, как планета только приближается к диску Солнца.

Аварийное спасение

4 ноября компания Boeing испытала систему аварийного спасения корабля CST-100 Starliner. В ходе теста корабль за пять секунд разогнался до скорости порядка тысячи километров в час, отлетел в сторону от площадки, выпустил парашюты и успешно приземлился.

CST-100 Starliner - частный американский корабль, который разрабатывается в рамках программы NASA Commercial Crew Program. Аппарат рассчитан на семь человек и способен автономно поддерживать жизнедеятельность экипажа в течение 60 часов. Система аварийного спасения - один из важнейших элементов корабля, предназначенный для сохранения жизней экипажа в случае нештатной ситуации на старте.

На фото NASA запечатлен момент перед успешным приземлением капсулы экипажа.

Межзвездная комета

24 ноября специалисты Обсерватории Кека, расположенной на Гавайях представили снимок объекта 2I/Borisov - межзвездной кометы, которая была впервые обнаружена всего несколько месяцев назад. За кометой тянется огромный шлейф из пыли и газа. По оценкам, он его длина составляет около 160 тыс. км. Это более чем в 14 раз превышает радиус Земли.

Наше свидание с кометой будет совсем недолгим. Будучи межзвездным объектом, 2I/Borisov проходит сквозь систему транзитом. Уже к середине 2020 года комета покинет Солнечную систему и на миллионы лет затеряется в межзвездном пространстве.

Космическая инженерия

15 ноября ведущий астронавт Европейского космического агентства Лука Пармитано (Luca Parmitano) вышел в открытый космос и отправился на 16-метровую роботизированную “руку” Международной космической станции, чтобы провести плановое обслуживание детектора частиц.

Фото сделано коллегой Пармитано, астронавтом NASA Дрю Морганом, который ассистировал во время выхода.

Австралия в огне

С начала ноября в австралийских штатах Новый Южный Уэльс и Квисленд полыхают лесные пожары. Данное фото было сделано в середине ноября с борта МКС. “Красота заката над Австралией, омраченная сотнями миль дыма от пожаров”, - комментирует снимок Лука Пармитано.

Черная дыра, порождающая звезды

Хотя черные дыры известны тем, что пожирают любое вещество, которое оказывается поблизости. Но, как выясняется, эти космические монстры могут не только разрушать, но и создавать. Используя данные космической рентгеновской обсерватории “Чандра” и ряда других телескопов, исследователи обнаружили черную дыру, которая спровоцировала звездообразование сразу в нескольких галактиках на огромном расстоянии от нее.

Сверхмассивная черная дыра, о которой идет речь, расположена в центре галактики на расстоянии в 9,9 миллиардов световых лет от Земли. Как и другие черные дыры она поглощает вещество, частично возвращая его в виде потока высокоэнергетических частиц. Аномалия заключается в том, что потоки лучей, испускаемые этой черной дырой, могут менять направление. Поскольку их длина составляет около миллиона световых лет, они достигают соседних галактик, разогревая газ в них и провоцируя ускоренное звездообразование.

“Мы впервые видим, как одна черная дыра ускоряет рождение звезд в более чем одной галактике. Удивительно, что черная дыра одной галактики может повлиять на то, что происходит в других галактиках за миллионы триллионов километров”, - говорит Роберто Джилли из Национального института астрофизики (INAF) в Болонье.

Гравитационное искажение

На этом потрясающем снимке, сделанном при помощи телескопа “Хаббл”, вы можете воочию увидеть, как работает гравитационное искажение света. Яркие объекты на фото - большое скопление галактик, расположенное на расстоянии около 4,6 млрд. световых лет от Земли. А дуга, которая полукругом очерчивает центральную часть фото - не блик на оптике телескопа, а еще одна галактика PSZ1 G311.65-18.48, которая находится на расстоянии около 11 млрд. световых лет от нас. Ее неофициальное название - Sunburst Arc (“Арка солнечных лучей).

Благодаря удачному стечению обстоятельств, Sunburst Arc, скопление галактик и Земля находятся на одной прямой. Из-за этого свет от Sunburst Arc не может дойти до нас прямо. Галактики, находящиеся на расстоянии 4,6 млрд. световых лет, создают сложное гравитационное искажение, из-за которого свет Sunburst Arc кажется нам искаженным колоссальной линзой.

Не будь этого искажения, мы бы видели галактику как обычную точку. Но сейчас свет Sunburst Arc, появляется одновременно в 12 различных точках ночного неба. Еще круче то, что лучи света, движущиеся к нам разными маршрутами, достигают Земли в разное время. Как следствие, мы можем одновременно видеть Sunburst Arc такой, какой она была 13,33 и 12,8 млрд лет назад.