Надоело проводить отпуск на море? Возможно, в будущем у вас появится возможность получить номер с видом на планету в космическом отеле. За это сейчас разворачивается настоящая космическая гонка.
Еще в 2001 году американский мультимиллионер Деннис Тито стал первым в мире платным космическим туристом, совершившим поездку на Международную космическую станцию за $20 млн.
С тех пор компании вроде Boeing, SpaceX и Blue Origin работают над тем, чтобы сделать космический туризм доступным как можно большему количеству людей. На этом экзотическом направлении планируют зарабатывать не только частные корпорации. Американское космическое агентство NASA еще в июне объявило, что планирует разрешить двум частным гражданам в год находиться на МКС сроком до одного месяца. Стоимость одной ночи на орбите составит $35 тыс. Первая миссия может состояться уже в 2020 году.
Проблема заключается в том, что желающих попасть в космос намного больше, чем свободных мест на орбите. Все подряд не могут продолжать ездить на МКС. В конце концов, это научная станция, а не парк аттракционов. Туристам нужны отели. И именно космические отели становятся главной целью новой космической гонки между частными компаниями.
Увы, даже самые богатые корпорации не могут просто взять и построить себе отель на орбите. Причина тому - устаревшее космическое законодательство. Законы, регулирующие деятельность человека на орбите, посвящены, в основном, вопросам научных исследований и ограничениям на размещение оружия. Когда они писались, никто и не думал, что найдутся желающие проводить отпуск на орбите. Как следствие, космический туризм остается явлением довольно “серым”.
“Сейчас сложно получить четкий ответ от космического права, если вы захотите делать что-либо в космосе. Для чего-то настолько продвинутого и инновационного, как отели в космосе, нет четкого руководства”, - говорит советник по космическому праву из адвокатской группы Secure World Foundation Кристофер Джонсон.
Отпуск на орбите
Фрэнк Бангер, основатель Orion Span, утверждает, что его аэрокосмическая компания компания намерена принять первых гостей на своей станции уже в 2024 году. Станция “Аврора” должна стать космическим отелем в форме капсулы размером с частный самолет. Одновременно в отеле будет находиться пять туристов и один член экипажа. Путевки будут продаваться на 12 дней. Стоимость поездки составит не менее $9,5 млн с человека. Туристы смогут принимать участие в научных экспериментах, наблюдать по 16 восходов и закатов в сутки, а также играть в настольный теннис в нулевой гравитации. Около 30 человек уже предзаказали путевку, внеся залог в $80 тыс. “Мы не видели такого ажиотажа по поводу космоса со времен эпохи “Аполлона””, - говорит Бангер.
У калифорнийской компании Gateway Foundation планы более амбициозны. Она намерена построить гигантскую космическую станцию, на которой сможет одновременно находиться более 400 человек - туристов, исследователей, врачей и обслуживающего персонала.
Станция в форме огромного колеса будет вращаться вокруг своей оси, создавая искусственную силу тяжести около одной шестой от земной. По словам главного инженера проекта Тима Алаторре, станцию можно раскрутить еще сильнее, так что сила тяжести сравняется с земной. Но в этом случае эффект Кориолиса может провоцировать у гостей головокружение и тошноту.
Gateway Foundation надеется построить станцию к 2028 году. Стоимость путевки не сообщается, но разработчики хотят сделать полеты доступными “среднестатистическому гражданину”.
Тем не менее, профессор космической техники Бристольского университета Люси Бертуд считает все эти планы слишком поспешными и оптимистичными. По ее словам, проблемным местом космического туризма является слишком высокая стоимость запусков. Даже на относительно дешевой ракете SpaceX запуск одного астронавта в космос обходится NASA в $50 млн. “Потребуется серьезное увеличение конкуренции между аэрокосмическими компаниями и скачок в технологиях, чтобы значительно снизить затраты”, - говорит Бертуд.
Юридические препятствия
Закон - еще одно препятствие для космических отелей.
Внеземная деятельность человека до сих пор регулируется древним Договором о космосе, который был подписан еще в 1967 году. Этот договор запрещает странам претендовать на космос и присваивать себе небесные тела, но позволяет изучать их и использовать в мирных целях.
Формально, это открывает путь для предпринимательской деятельности. Но фирмам, желающим создать отель на орбите, все еще требуется разрешение государства, в котором они зарегистрированы. При этом санкционирующее правительство должно будет постоянно контролировать деятельность космической станции.
Все государства, участвующие в создании и запуске космической станции, несут постоянную ответственность за любой ущерб, который может нанести эта конструкция. Условно говоря, если Украина разрешит одной из своих компаний построить гостиницу на орбите, а потом эта гостиница врежется в чей-то спутник, возмещать ущерб придется из бюджета страны. Очевидно, что далеко не все правительства захотят брать на себя подобную ответственность.
“Я не думаю, что в мире наберется много государств, которые согласятся санкционировать и курировать деятельность такого рода, пока она не докажет свою сверхбезопасноть”, - говорит Таня Массон-Зваан, профессор космического права Лейденского университета в Нидерландах.
Фрэнк Бангер, основатель Orion Span, также признает, что существующие правила катастрофически устарели. Например, вышеупомянутая станция “Аврора” должна быть оснащена двигателем для корректировки орбиты. Это - техническое требование, которое необходимо для того, чтобы станция не рухнула на планету.
Но факт наличия двигателя приводит к тому, что станция попадает под действие древнего американского закона об оборонных технологиях. Этот закон написан более сорока лет назад лишь ради того, чтобы не допустить попадания перспективной на тот момент технологии в руки СССР. Советский Союз давно исчез, да и сама технология уже не считается перспективной, но закон все еще действует и мешает бизнесу.
По словам Бангера, эти правила в большей степени касаются баллистических ракет, чем космических отпусков. “Очевидно, что наша станция - не оружие!” - возмущается Бангер. Но, по его словам, сегодня в мире нет ни одного правительства, которое шло бы в ногу со временем и осознавало нужды молодой отрасли космического туризма.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate