Литий-ионные батареи жизненно важны для современной электроники, но крайне вредны для окружающей среды. Конструкция этих аккумуляторов включает в себя тяжелые металлы, вроде кобальта. Такие металлы дорого стоят, а их добыча сопряжена со значительными экологическими и издержками. IBM пытается решить эту проблему. Компания представила новую батарею, которая вместо тяжелых металлов использует материалы из морской воды. Тесты показывают, что производительность аккумулятора от такой подмены не страдает.
Зачем что-то менять?
Идея о замене тяжелых металлов на что-то более доступное существует уже давно. В частности, о проблемах, связанных с добычей кобальта активно заговорили еще в 2016 году. Тогда издание The Washington Post опубликовало скандальное расследование о детском труде, применяемом на кобальтовых шахтах Демократической Республики Конго. На этой неделе 14 конголезских семей, чьи дети были убиты или травмированы во время нелегальной добычи материала, подали коллективный иск против Apple, Google, Microsoft, Dell и Tesla. По мнению истцов, именно эти технологические компании являются главными выгодополучателями от незаконной добычи кобальта.
Помимо непосредственной опасности для жизни работников, добыча кобальта наносит серьезный ущерб экосистемам Африки. Она разрушает ландшафт, загрязняет водные ресурсы, провоцирует деградацию почвы и гибель сельскохозяйственных культур. В общем, эффективные аккумуляторы, в конструкции которых не используются тяжелые металлы, - штука нужная и со всех сторон полезная.
Что предлагает IBM?
Компания IBM разработала новый тип батарей, которые не включают в себя ни кобальт, ни никель. Вместо этих металлов в катодах аккумуляторов используются три материала, которые извлекаются из обычной морской воды. Увы, компания пока не уточняет, что это за ингредиенты. Также батареи используют новый тип жидкого электролита.
По сообщению исследователей, ранние тесты демонстрируют высокую перспективность технологии. Ее важным преимуществом является отсутствие дендритов. Дендриты - это щупальцеподобные отростки лития, которые со временем нарастают внутри аккумулятора. Такие отростки могут приводить к быстрому разряду батареи, короткому замыканию или даже к возгоранию. В новых батареях IBM дендриты вообще не образуются.
Новые батареи можно заряжать на большой скорости. Всего за пять минут тестовые образцы заряжаются до 80%. Плотность энергии составляет более 800 Вт‧ч/л, тол есть, батареи IBM сопоставимы с лучшими образцами стандартных литий-ионных аккумуляторов.
Для вывода аккумуляторов на рынок IBM объединила усилия с исследовательским подразделением Mercedes-Benz в Северной Америке. Вероятно, это означает, что поначалу новые батареи будут использоваться в электромобилях, а лишь затем доберутся до более мелкой электроники.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate