Современный человек, наученный горьким опытом, научился не доверять телевидению и газетам. Зато, как показывают исследования, слова голосовых ассистентов он принимает за чистую монету. По словам ученых, все дело в нашей склонности “очеловечивать” виртуальных помощников и воспринимать их как людей. Пользователи готовы делиться с голосовыми ассистентами своими самыми сокровенными секретам. При этом они не задумываются, что общаются не с личностью, а с олицетворением гигантской корпорации.
Ученые из Университета Ватерлоо собрали группу из 10 мужчин и 10 женщин и предложили им пообщаться с тремя голосовыми ассистентами агентами - Amazon Alexa, Google Assistant и Apple Siri. После разговора ученые попросили испытуемых охарактеризовать виртуальных помощников. Как и ожидалось, люди присваивали программному обеспечению сугубо человеческие черты. Например, Siri испытуемые описывали как хитрую, а Alexa - как честную и заботливую. Более того, участники исследования присваивали ассистентам физические черты. Например, Siri часто обычно описывалась как молодая белая женщина среднего роста с короткой стрижкой, одетая по последней моде. Alexa же воспринималась как женщина чуть старше Siri, небольшого роста, с длинными темными волосами, одетая в бизнес-стиле.
Но какими бы воображаемыми характеристиками испытуемые не наделяли ассистентов, они не имеют ничего общего с реальностью. Ведь речь идет всего лишь о программном обеспечении. По словам ученых, когда пользователь начинает воспринимать софт как живое существо, он открывается и становится уязвим для манипуляций.
Тот факт, что использование технологии голосовых ассистентов является практически бесплатным, не смущает пользователей. А между тем, технологические компании не стали бы вкладывать в разработку голосовых ассистентов миллиарды долларов из чистого альтруизма и желания сделать мир лучше. Главная цель виртуальных помощников - продавать или собирать информацию о пользователе.
В связи с этим, ученые рекомендуют обращаться с этой технологией с максимальной осторожностью. Не стоит доверять голосовым ассистентам особенно ценную личную информацию. Важно помнить, что виртуальные помощники могут слушать вас, даже когда вы их об этом прямо не просите.
Но самое главное - важно изменить отношение к ассистентам и понять, что вы не являетесь их владельцем. Даже если вы купили домашнюю смарт-колонку, это не означает, что вы приобрели виртуального слугу. Вы купили лишь кусок пластика с динамиком и микрофоном. Виртуальный ассистент, обитающий внутри этой колонки, может вести себя максимально мило и услужливо, но по-настоящему он служит только своим разработчикам.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate