SpaceX Crew Dragon запущен. Космос уже никогда не будет прежним / Все новости / Главная

Этот день уже вошел в историю - 30 мая 2020 года состоялся первый успешный запуск пилотируемого космического корабля Crew Dragon от SpaceX. Каждый год к МКС отправляется около четырех аппаратов с экипажами. Но этот запуск − особенный. Он изменит мировую космическую индустрию даже больше, чем полет человека на Луну.

Потому, что люди доставлены на орбиту не благодаря усилиям целой сверхдержавы, выделившей неограниченные финансовые ресурсы. Их доставила на орбиту небольшая частная компания, в которой работает всего 6 000 человек. И стоило это мероприятие в полтора раза дешевле ($55 млн за одного астронавта против $85 млн), чем требовал самый бюджетный государственный оператор − Роскосмос.

Запуск удался со второй попытки. Но только по причине плохой погоды. С оборудованием все было в порядке и 27 мая, и 30. 

Он не сказал "поехали": что произошло

С американского космодрома на мысе Канаверал, военной базы Cape Canaveral Air Force Station, стартовала ракета Фалькон с двумя астронавтами на борту. Она вывела на орбиту пилотируемый космический корабль Crew Dragon.

Аппарату потребуется порядка 19 часов для того, чтобы достичь высоты около 400 км над уровнем моря и пристыковаться к Международной космической станции. Могли бы и раньше. Но полет имеет статус "тестового". Миссия называется Demo-2. Нужно проверить, как будет вести себя оборудование при длительном полете. Астронавты даже смогут поесть и поспать.

Казалось бы, ничего необычного. Каждый год к МКС отправляется около четырех космических кораблей. На станции побывало уже более 400 человек. Но этот полет − особенный. И ракету Falcon 9, и корабль Crew Dragon построила частная компания SpaceX, принадлежащая миллиардеру-мечтателю Илону Маску. А это меняет все. 

Астронавты

Они испытывают космический аппарат нового типа. И даже больше. Последние 70 лет космическая индустрия руководствовалась принципом "Работает? Ничего не меняй!". Да, современные российские ракеты-носители Союз-2.1а, на которых последнее десятилетие доставляют космонавтов на МКС, почти ничем не отличаются от "изделий" Сергея Павловича Королева.

А тут − совершенно новая ракета. Созданная "с нуля". Без использования опыта пятидесятилетней давности. Такого в пилотируемой космонавтике еще не было. 

Оба астронавта − американцы. Члены отряда астронавтов NASA. Командир − Роберт Бенкен. Второй пилот − Дуглас Херли. Оба − бывшие военные, опытные летчики-испытатели. В космосе уже бывали, опыт имеют.

Интересно, что NASA в комментариях дает обоим пилотам одинаковый статус. Не разделяет их на командира и подчиненного. Хотя по ряду косвенных признаков становится понятно, кто именно командует на борту Crew Dragon.

Роберт Бенкен (Robert Louis "Bob" Behnken)

Служил в ВВС США, инженер-исследователь, летчик−испытатель. Военное звание − подполковник ВВС. В 2020 Бенкену исполняется ровно 50 лет. В космосе бывал дважды, оба раза − еще на американском Спейс шаттле. В марте 2008 в миссии STS-123 занимал невысокую должность "специалист полета". Такую же должность имел в 2010 году в миссии STS-130.

Всего за два полета провел в космосе в общей сложности 29 суток, 12 часов и 17 минут. Трижды выходил в открытый космос, ремонтировал МКС.

Женат на другом астронавте США − Кэтрин Макартур. Увлекается скалолазанием, пешим туризмом и горными лыжами. 

Во время миссии Demo-2 будет работать в связке с центром управления полетами. Будет выполнять те пилотажные действия, которые нужно координировать удаленно. Роберт проведет сближение с МКС, состыкуется с ней, а по завершении миссии − отстыкуется. 

Даглас Херли (Douglas Gerald Hurley)

Полковник Корпуса морской пехоты США. В октябре 2020 отпразднует свой 54 день рождения. Тоже бывал в космосе дважды и оба раза − сидел за штурвалом Спейс шаттла. В 2009 году в миссии STS-127 управлял Индевором. А в 2011, в миссии STS-135 вел в космос шаттл Атлантис. Общее время пребывания в космосе − 28 суток 11 часов и 13 минут. В назначении Дагласа Херли невооруженным глазом заметен символизм. Именно он управлял последним американским пилотируемым космическим кораблем. Теперь Даглас должен восстановить доминирование США в космосе.

Удивительно, но Херли тоже женат на американском астронавте. Его супруга, Карен Найберг, участвовала в миссии STS-124 в 2013 году. Провела в космосе чуть более 13 суток.

Во время миссии Demo-2 Даг Херли возьмет на себя ручное пилотирование корабля Crew Dragon. Основная его задача − это взлет и посадка. 

Точно по графику

Вот, что и в какой последовательности происходит в миссии Demo-2:

  • 42 минуты до старта: отводится рукав, по которому астронавты попадаю на борт корабля Crew Dragon. С этого момента они могут покинуть корабль только аварийным способом. 
  • 35 минут до старта: начинается заправка ракеты Falcon 9 керосином или, как его называют в SpaceX "ракетным топливом 1" − RP-1. 
  • 35 минут до старта: начинается заправка ракеты жидким кислородом. Если во время заправки что-то бы пошло не так, сработала бы система аварийной защиты. Грубо говоря − астронавты бы катапультировались.
  • 7 минут до старта: двигатели Falcon 9 охлаждаются перед запуском. 
  • 5 минут до старта: корабль переходит на автономное питание. 
  • 1 минута до старта. Последний момент, когда пуск еще могли отменить. Даже если все было исправно, просто потому, что испортилась погода. 
  • СТАРТ. 
  • 0:58: Falcon 9 проходит момент максимального аэродинамического давления. Астронавты называют его MaxQ. Это самые опасные секунды полета. Большинство аварий происходит именно когда на корабль воздействуют максимальные нагрузки. 
  • 02:33: Двигатели первой ступени завершают работу. Она отделяется от ракеты и возвращается на автономную баржу в море. 
  • 02:44: Включаются двигатели второй ступени. Еще один опасный момент пройден. 
  • 07:15: Двигатели первой ступени Falcon 9 включаются снова. На этот раз − чтобы затормозить ее и направить точно на баржу. 
  • 08:47: Двигатели второй ступени завершают работу. 
  • 09:22: Первая ступень приводняется на автоматизированную баржу с романтическим названием Of Course I Still Love You (Конечно, я все еще тебя люблю). 
  • 12:00: Происходит отделение второй ступени. Пилотируемый космический корабль Crew Dragon продолжает полет самостоятельно. 
  • 12:46: Открывается носовой конус на корабле Crew Dragon. 
  • 19 часов после старта − аппарат стыкуется с Международной космической станцией. 
  • 20 часов − астронавты уравнивают давление, открывают люк и переходят на МКС. 

Короткое путешествие

После отделения второй ступени Crew Dragon летел к Международной космической станции еще около 19 часов. Можно было бы меньше, но полет у нас − демонстрационный. Это значит, что корабль испытывали по полной программе. Астронавты запускали все системы (кроме аварийных), опробовали маневрирование в безвоздушном пространстве и проверили, как оно, спать в Crew Dragon.

На следующий день после старта, 31 мая, Crew Dragon пристыковался к МКС. Перед этим он совершил несколько дополнительных маневров возле станции. Херли в ручном режиме опробовал системы точного управления.

Crew Dragon "причалил" к стыковочному узлу IDA-2, расположенному на модуле "Гармония" МКС. Процедура прошла в автоматическом режиме. Херли и Бенкен лишь контролировали работу компьютерного автопилота. Если бы они заметили ошибку в работе электроники − перешли бы на ручное управление.

На станции астронавтов уже ожидали коллеги − россияне Иван Вагнер, Анатолий Иванишин и американец Крис Кэссиди (командир МКС на данный момент). Сколько времени Бенкен и Херли проведут на МКС, пока не известно. Размеры "окна" у них − от одного до четырех месяцев. Точный срок руководители полета установят позже. Он будет зависеть от того как покажет себя Crew Dragon.

Еще один фактор, влияющий на продолжительность миссии − это работа инженеров SpaceX. Они должны подготовить следующий такой же космический корабль. Максимальный срок пребывания на МКС участников миссии Demo-2 − 120 суток. Больше нельзя, потому, что на орбите деградируют солнечные панели Crew Dragon.

Почему пуск переносили

Полет − испытательный. Поэтому инженеры SpaceX и специалисты NASA старались исключить даже малейшие негативные факторы. Они отслеживали погоду на длинном участке. В случае аварии Crew Dragon должен был отделиться от ракеты-носителя Falcon 9 и приземлиться на парашютах. Руководство полета обеспечивало для такой аварийной посадки идеальные условия. Поэтому все ждали, когда на длинном участке Земной поверхности (более 400 километров) установится хорошая погода. 

В дальнейшем, когда техника пройдет испытания, можно будет отказаться от ожидания летной погоды в такой большой зоне. А в демонстрационной миссии полет могли отменить даже за одну минуту до старта. 

Make NASA great again (Вернем NASA былое величие)

Прошло почти 10 лет с того момента, когда в последний раз в космос стартовал американский космический корабль с пилотами на борту. Челнок миссии STS-135 приземлился 21 июля 2011 года. После этого все, кто отправлялся на орбиту, пользовались услугами Роскосмоса. К МКС их доставлял аппарат Союз МС и ракета-носитель Союз-2.1а. То есть, слегка модернизированная ракета Р-7, на которой в космос летали еще собаки Белка и Стрелка, и первый космонавт Юрий Гагарин.

Американские налогоплательщики не захотели переплачивать за продолжение программы Спейс шаттлов.

"Нация не может быть №1 на Земле, если она − №2 в космосе. А мы, американцы, вообще нигде не хотим быть на вторых ролях", − заявил Дональд Трамп, президент США, поздравительная речь в центре управления NASA после успешного старта. − "Когда я только занял свой пост, NASA была в упадке. На бетонных взлетных полосах аэродромов начала прорастать трава. Но мы все изменим. Этот полет − лишь первый шаг. Впереди у нас − возвращение на Луну и строительство там базы для пилотируемого полета на Марс".

С государственного автобуса на частное такси

Еще за несколько месяцев до старта последней миссии Спейс шаттла, NASA начала программу частных пилотируемых космических полетов − Commercial Crew Program. Суть − доверить разработку и реализацию частному бизнесу. Установить разумную цену на перевозку астронавта на МКС и предложить ее частным компаниям.

Если частники смогут вложиться в указанную сумму − хорошо. Если нет − заказывать перевозку у других стран, то есть у России. Американские бизнесмены смогли. Они сумели разработать, построить и испытать корабли менее, чем за десять лет после старта программы. 

Победителей оказалось два. SpaceX, принадлежащая Илону Маску, и Боинг. Но вторые немного отстали. Их корабль попал в аварию во время последнего тестового беспилотного полета. Теперь Боинг потребуется около года для того, чтобы установить причины аварии, ликвидировать их, построить второй демонстрационный образец и еще раз провести испытательный полет без экипажа. NASA не будет оплачивать этот полет. Поэтому в Боинг не сильно спешат догонять Илона Маска. 

Что получит Илон Маск и SpaceX

Слава, мировое признание, заказы от государства и частных компаний. Это у Илона уже есть. Коммерческие запуски Falcon 9 расписаны на год вперед. Но, как говорится, хорошего много не бывает.

Главное − NASA возвращается в космическую гонку. Следом за пилотируемыми полетами к МКС последуют другие, более масштабные проекты. Дональд Трамп уже озвучил желание вернуться на Луну. И не просто вернуться, а начать там строительство базы для прыжка в глубокий космос. Для путешествия на Марс. Понятно, что основным подрядчиком всех этих программ будет Илон Маск.

А еще у SpaceX появятся бесплатные ракеты. NASA сразу заявило, что желает каждый раз использовать только новую первую ступень. И готово оплатить это желание. Значит, у Маска останутся вернувшиеся первый ступени. На них можно будет отправлять к МКС космических туристов. Существенно снизив стоимость "билета". Или можно будет продолжать увеличивать группировку Starlink. Продолжать строительство крупнейшей в истории человечества глобальной сети спутниковой связи.

В выигрыше оказываются все. Америка возрождает былое величие. Американские налогоплательщики платят за это меньше, чем просил Роскосмос. А мы − получаем дешевый спутниковый интернет. 

Частный космос

Большие проекты всегда начинает государство. Экспедицию Колумба финансировала испанская королевская семья. Но по-настоящему освоение Америки началось после того, как за дело взялись частные инвесторы. А когда за дело взялись Британская Ост-Индская и голландская Вест-Индская компании, мы очутились в глобальном мире. Строительство плотины Гувера, обеспечившей водоснабжение Лас-Вегаса, профинансировало правительство США. Но крупнейшим в мире развлекательным центром город сделал частный бизнес.

Так же и с космосом. Все понимают: настоящее освоение начнется только после того, как за дело возьмется бизнес. Возьмите любую научную фантастику. В самой продолжительной и популярной серии, вселенной Чужого, о правительстве почти не вспоминают. Зато много говорят о Корпорации Вейланд-Ютани. В блокбастере Джеймса Кэмерона "Аватар" освоение космоса идет за деньги частных инвесторов. Даже все научные исследования (включая культурологически) финансирует горнодобывающая компания. 

Из Холодной войны в светлое будущее

Первый спутник СССР запустило потому, что осталось несколько испытательных образцов межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Хрущев отправил в космос Юрия Гагарина не для того, чтобы совершить научный прорыв. Ему нужны было продемонстрировать мощь Советского Союза американцам. Доказать, что "у нас есть завод, на котором ракеты выходя, как колбасы из автомата". Чтобы получить козыри в переговорах о будущем Германии. 

Американцы ответили той же монетой. Миссия на Луну нужна была лишь для того, чтобы ответить СССР. Поэтому сразу после ее завершения полеты к единственному спутнику нашей планеты прекратились на долгие годы.

То, что делается за правительственные деньги, стоит дорого, весит много, а работает − плохо. Тупиковый вариант развития. Но если за дело берется частный бизнес, рождаются великолепные вещи. Например − сеть интернет.

Поэтому успешный пилотируемый пуск Илона Маска − это огромный шаг вперед. Он продвинул индустрию вперед даже больше, чем Нил Армстронг, шагнувший на пыльной поверхности Луны.

В будущее можно смотреть с оптимизмом. Путь к звездам стал чуточку короче. У нашей цивилизации появился шанс освоить Галактику.

Материал предоставлен сайтом - https://spotme.ua

Тэги:   Космос, NASA, SpaceX

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: