Двадцать лет назад в научно-фантастической трилогии “Рифтеры” канадский писатель Питер Уоттс описал недружелюбный мир середины XXI века. В этом мрачном мире царит энергетический кризис, вводятся невероятно жесткие карантинные ограничения, а уцелевшие береговые линии материков усеяны концлагерями климатических беженцев. Трилогия настоятельно рекомендуется к прочтению всем любителям “твердой” научной фантастики. Но речь сейчас не о ней, а о том, что некоторые из самых мрачных прогнозов Уоттса начинают сбываться. В частности, в ООН впервые в истории официально заговорили о таком явлении как “климатические беженцы”.
В своем последнем ежегодном докладе Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) наконец признало изменение климата как фактор, который способен выживать людей из их домов. В отчете, опубликованном на прошлой неделе, конкретно говорится, что “сочетание между климата, конфликтов, голода, нищеты и преследований создает все более сложные чрезвычайные ситуации”.
Хотя упоминание климата носит довольно символический характер, это все равно важный шаг к признанию опасностей, связанных с климатическими изменениями и их возможными последствиями.
Ранее ООН уже заявляла, что изменение климата может увеличить глобальные объемы миграци. Но только в новом докладе эти мигранты конкретно определены как “климатические беженцы”. В определенном смысле, положение таких людей может быть даже более тяжелым, чем у тех, кто бежит от войны. Когда война заканчивается, зачастую люди могут вернуться на родину. Изменения климата приводят к тому, что возвращаться становится некуда. Речь идет, прежде всего, о затоплении огромных территорий суши из-за повышающегося уровня моря.
По словам представителя УВКБ Кэтрин Махони, нагрузка распределяется очень неравномерно. Основной удар ощущают на себе люди, которые и без того являются самыми бедными, наиболее уязвимыми и имеют наименьшие ресурсы, чтобы противостоять климатическим потрясениям.
Хотя отчет и признает “климатических беженцев”, этот термин пока нельзя считать официальным. Например, в юридическом определении “беженец” пока ничего не говорится о климате. “Учитывая нынешний политический климат в США и Европе, я не думаю, что это определение получится изменить формально, - говорит политолог Техасского университета Идейн Салехян. - Но я думаю, что из-за самого факта признания УВКБ мировые правительства будут реагировать на таких людей соответствующим образом”.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate