Бытует мнение, что онлайн-консультации у психолога или психотерапевта менее эффективны, чем личные встречи. Новое глобальное исследование доказывает, что это не так.
Системный обзор 17 контрольных исследований пришел к выводу, что когнитивно-поведенческая терапия не обязательно должна проводиться лично, чтобы быть эффективной. Как минимум, при лечении депрессии онлайн-терапия или консультации по телефону ничем не уступают по эффективности личным встречам с психологом.
Когнитивно-поведенческая терапия - распространенный вид психотерапии, используемой для лечения ряда расстройств психического здоровья, включая депрессию и тревожность. Между тем, многие практикующие психотерапевты считают, что важным компонентом такой терапии является личный контакт с пациентом. Потому, несмотря на технический прогресс последних десятилетий, зачастую терапия по-прежнему происходит по-старинке, в ходе личных приемов.
Эффективность онлайн-терапии
В крупнейшем системном обзоре, существующем на сегодняшний день, исследователи из Университета МакМастер собрали и систематизировали данные 17 разных исследований, которые проводились за последние 20 лет. Клинические испытания, включенные в обзор, были сосредоточены на сравнении эффективности когнитивно-поведенческой терапии в электронном и в традиционном виде при лечении большого депрессивного расстройства (БДР). При этом “электронным” сеансом считался любой опосредованный контакт терапевта с пациентом - по видеоконференции, телефону, электронной почте, переписке и так далее.
Результаты показали, что дистанционная онлайн-терапия не только не уступает по эффективности традиционной очной, но в ряде случаев превосходит ее. Метаанализ делает вывод о наличии “умеренных доказательств”, свидетельствующих о том, что дистанционная терапия снимает симптомы даже лучше, чем личная встреча. По мнению исследователей, причиной тому могут являться сразу несколько факторов.
Легкость доступа к онлайн-консультациям перевешивает потерю любых преимуществ, предоставляемых личным контактом. “Электронные консультации предполагают большую гибкость и сохраняют неприкосновенность частной жизни клиента. Клиенты не тратят время на дорогу и избавлены от транспортны расходов. Люди могут получать доступ к помощи непосредственно в тот момент, когда она нужна им особенно сильно, находясь при этом в собственном комфортном пространстве”, - поясняет Зена Самаан, один из авторов обзорного исследования.
Интересно, что изначально эта работа не была связана с эпидемией COVID-19. Более того, она была начата задолго до появления вируса. Тем не менее, результаты исследования оказались крайне уместными. Как показывает практика, общительные люди крайне сложно переносят изоляцию. Карантин и тревожные события в мире пошатнули психическое здоровье большого количества людей и одновременно лишили их доступа к традиционной психологической помощи. "Электронная психотерапия может стать реальным выходом для пациентов, особенно тех, кто проживает в сельских или удаленных районах, либо заперт на карантине во время пандемии”, - отмечает Самаан.
Новое исследование опубликовано в журнале EClinicalMedicine.