Насколько вероятно, что вы будете доверять беспилотному автомобилю или прислушаетесь к советам голосового ассистента? Междисциплинарная команда Университета Канзаса во главе с профессором психологии Омри Гиллатом выяснила, что доверие людей к искусственному интеллекту напрямую связано с тем, как они выстраивают отношения с другими людьми.
Исследование показывает, что люди, которые обеспокоены своими отношениями с другими людьми, как правило, меньше доверяют ИИ. Исследование также предполагает, что доверие человека к искусственному интеллекту можно повысить, напомнив ему о безопасных и доверительных отношениях с другим человеком.
Компания Grand View Research в 2019 году оценила мировой рынок искусственного интеллекта в $39,9 млрд. По прогнозам, с 2020 по 2027 год он продолжит расти примерно на 42,2% в год. Однако отсутствие доверия остается ключевым препятствием на пути внедрения новых технологий.
Новое исследование Гиллата и его коллег предлагает новые способы повышения доверия людей к умным машинам. Ученые выяснили, что стиль привязанности, который, как считалось, играет центральную роль в романтических отношениях и отношениях между родителями и детьми, также влияет на доверие людей к искусственному интеллекту. Вот некоторые из ключевых выводов исследования:
- Когда человек беспокоится о своих отношениях, он выказывает меньшее доверие к искусственному интеллекту.
- Чем сильнее тревога, связанная с отношениями, тем ниже доверие к искусственному интеллекту.
- И наоборот, повышение безопасности и стабильности отношений повышает доверие к искусственному интеллекту.
“Большинство исследований доверия к искусственному интеллекту сосредоточены на когнитивных способах повышения доверия. То есть, человеку пытаются рационально объяснить безопасность машины. Мы же использовали другой подход, сосредоточившись на “реляционном аффективном” пути повышения доверия. То есть, мы изначально рассматривали ИИ не как устройство, а как партнера или члена команды”, - поясняет профессор Гиллат
Исследовательская группа ученых включала экспертов широкого спектра дисциплин, включая психологию, инженерию, бизнес и медицину. Такой междисциплинарный подход позволяет по-новому взглянуть на искусственный интеллект, доверие и связанный с ним факторы.
“Результаты показывают, что вы можете прогнозировать и повышать уровень доверия людей к машинам на основе их предыдущих отношений с другими людьми”, - говорит профессор Гиллат.
Исследование опубликовано в журнале Computers in Human Behavior.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate