Растущий спрос на онлайн-образование породил потребность в искусственных учителях. Но может ли искусственный интеллект стать хорошим наставником? На этот вопрос попытались ответить ученые из Школы коммуникации и СМИ при Университете центральной Флориды. Они провели исследование того, как студенты воспринимают учителей на базе искусственного интеллекта.
Согласно выводам ученых, чтобы студенты приняли искусственный интеллект в качестве преподавателя, тот должен быть эффективным и простым в общении. По словам Ким Джихен, ведущего автора исследования, крайне важно понимать, как студенты относятся к ИИ-преподавателям. Это понимание позволит изначально проектировать системы таким образом, чтобы они легко интегрировались в образовательный опыт.
Искусственный интеллект, задействованный в качестве ассистента преподавателя, может существенно облегчить его работу. Например, он может отвечать на часто задаваемые учениками вопросы. Типичные вопросы, которые часто и регулярно возникают в ходе семестра, могут стать проблемой для преподавателя, если они задаются сотней учеников на онлайн-занятиях. Быстрое предоставление ответов выгодно всем.
Один из примеров ИИ-ассистента, отвечающего на такие вопросы, - система по имени Джилл Уотсон, разработанная преподавателем Технологического института Джорджии. Джилл знает ответы на тысячи вопросов, часто задаваемых студентами. Со всеми этими вопросами создатель Джилл лично сталкивался в ходе своей преподавательской практики. Теперь, когда он делегировал часть своих задач искусственному интеллекту, система сама отвечает на типичные вопросы, позволяя преподавателю лишний раз не отвлекаться от лекции.
В рамках своего исследования ученые Университета центральной Флориды предложили респондентам ознакомиться со статьей о Джилл Уотсон, а затем попросили их поделиться мнением об этой технологии. Развернутые ответы позволили составить портрет ИИ-учителя, которого студенты могли бы принять.
Опрос показал, что самыми важными качествами ИИ-учителя являются полезность и удобство в коммуникации. Иными словами, ИИ должен предоставлять правильные и уместные ответы на вопросы студентов, позволяющие лучше понять материал. Общение с ИИ-учителем должно быть естественным. То есть, система должна понимать запросы пользователей, как минимум, на уровне поисковика Google, а лучше - на уровне распознавания живой речи.
“Я надеюсь, что результаты исследования помогут нам найти эффективный способ включить искусственный интеллект в образование. Приняв ИИ-агентов в качестве помощников для выполнения простых и повторяющихся задач, учителя смогут тратить больше времени на такие вещи, как встречи со студентами и разработка стратегий обучения”, - говорит Ким Джихен.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в журнале International Journal of Human-Computer Interaction.