Гигантский китайский телескоп в апреле откроется для ученых всего мира / Все новости / Главная

С 1 апреля 2021 года Китай откроет доступ к своему 500-метровому радиотелескопу FAST ученым всего мира. Параболическая тарелка “Тьяньян” (“Небесное око”) является крупнейшим в мире апертурным сферическим радиотелескопом. Установка используется для обнаружения пульсаров и других высокоэнергетических астрономических целей. Также телескоп может быть задействован для поиска радиоследов инопланетных цивилизаций.

Иностранные ученые смогут подавать заявки в Национальную астрономическую обсерваторию Китая онлайн. После рассмотрения заявок обсерватория будет заранее распределять время для наблюдений. Заявки можно будет подавать с 1 апреля, в то время как сами наблюдения начнутся примерно с 1 августа. По словам главного инженера FAST Цзян Пэна, в 2021 иностранным астрономам будет отведено около 10% времени наблюдений.

Официально телескоп был принят на вооружение 11 января 2020 года, однако он начал наблюдения задолго до этого. К настоящему времени с его помощью удалось обнаружить 240 пульсаров. Одно из самых важных и интересных открытий было сделано в шаровом звездном скоплении M 92 (Messier 92). Это так называемый миллисекундный пульсар, который вращается намного быстрее, чем нормальные пульсары. Скорость его вращения составляет невероятные 316,5 оборотов в секунду (18,990 об/мин). При этом пульсар всасывает и выбрасывает вещество из звезды-компаньона.

Обнаружение пульсаров - не праздная забава. Знания об этих звездах важны не только для фундаментальной науки, но и для вполне практических целей. Пульсары действуют как радиомаяки в космосе, что позволяет людям использовать их как эталоны времени и ориентиры для спутников. В более отдаленной перспективе пульсары могут стать важными элементами космической навигации.

“Небесное око” - самый большой телескоп типа FAST в мире. После трагического крушения обсерватории “Аресибо” в Пуэрто-Рико он стал единственным телескопом, способным производить специфические виды наблюдений. Так что спрос на его услуги может оказаться намного выше предложения.