Человек уже давно не может соперничать с искусственным интеллектом в шахматах. Прошло уже 15 лет с тех пор, как лучший человеческий игрок побеждал лучших ИИ-шахматиста в турнире. В общем, непобедимым шахматным ИИ уже давно никого не удивить. Гораздо интереснее было бы, если бы искусственный интеллект научился играть не как суперкомпьютер, а как обычный человек. Именно такую систему разработала команда ученых из Корнеллского университета, Университета Торонто и компании Microsoft.
ИИ по имени Maia не просчитывает свои действия на сотню ходов вперед и не обязательно выбирает лучший доступный ход из возможных. Вместо этого он пытается воспроизвести то, что сделал бы живой человек.
Для создания Maia исследователи использовали систему с открытым исходным кодом Leela, которая основана на алгоритме AlphaZero от DeepMind. Они обучали ИИ по реальным ходам миллионов живых игроков. При этом не учитывалось, вел ли такой ход к победе. Важно лишь, чтобы он был сделан человеком.
Такой подход позволил исследователям обучить Maia сразу нескольким уровням шахматного навыка. ИИ обучался на играх пользователей различных уровней квалификации. В результате было создано девять ботов для игры с людьми, которые имеют рейтинги от 1100 до 1900 - от уровня чуть выше новичка до сильного игрока.
В декабре исследователи сделали Maia доступной на шахматном сайте lichess.org. В первую же неделю люди сыграли против искусственного интеллекта более 40 000 игр. Исследователи обнаружили, что ходы Maia в большинстве случаев соответствовали тем, которые бы сделал человек. Система также смогла выяснить, какие ошибки чаще всего допускают игроки на разных уровнях и распознать уровень мастерства, на котором люди перестают совершать эти ошибки.