Отзывы о товарах и услугах в интернете - неоднозначная штука. Они могут быть очень полезными, но также могут оказаться подделкой. Часто бывает, что владельцы бизнеса и их друзья сами пишут фейковые положительные отзывы о продуктах или заведениях. Как можно распознать такие отзывы? Ученые говорят, что у вас уже есть для этого инструмент. Это ваша интуиция.
Исследование интуиции
Ученые из Университета Йорка (Канада) и Технологического университета Наньяна (Сингапур) провели исследование с участием 380 добровольцев. Испытуемые должны были оценивать отзывы на страницах трех отелей. Некоторые из этих отзывов были настоящими, некоторые - фальшивыми. Участники исследования должны были распознать фальшивые отзывы. При этом они могли опираться как на общую интуицию, так и обращать внимание на на параметры, которые используются компьютерными алгоритмами для выявления фейковых отзывов.
Компьютерные алгоритмы, которые используются для отсеивания фальшивых отзывов, как правило, обращают внимание на детальность отзыва, частоту использования прилагательных в превосходной степени и другие признаки, которые могут отличать естественный отзыв от поддельного. Но ученые обнаружили, что люди на удивление хорошо распознают поддельные отзывы без каких-либо алгоритмов.
Конечно, не все одинаково хороши. Лучше всего выявляют фейки те, кто изначально относится к онлайн-отзывам с некой долей скепсиса и не доверяет всему, что написано. И, по словам ученых, именно в этот легкий скепсис является ключом к проблеме.
Легкий скепсис
Ученые предполагают, что для эффективного выявления фейковых отзывов люди должны изначально быть “настроены” на поиск признаков обмана. Например, вы заходите на страницу ресторана и видите череду хвалебных отзывов. В этот момент вы должны задать себе вопрос: “А вдруг этот ресторан не настолько хорош, как утверждают эт отзывы?”
Конечно, бизнесу стоит прекратить писать фальшивые отзывы. Но все мы знаем, что это никогда не прекратится. Миллионы людей выбирают товары, отели и кафе на основе отзывов других пользователей. Очевидно, что это побуждает компании подделывать отзывы. На данный момент не существует технологии, которая позволяла бы на 100% эффективно отсеивать фейки. Но, по словам ученых, ваша интуиция работает не хуже, а то и лучше существующих алгоритмов. И вы можете ее тренировать.
“Онлайн-пользователи часто не могут выявить поддельные отзывы, потому что не ищут упреждающие сигналы обмана. Необходимо изменить эту привычку. Если привычка смотреть на отзывы скептически будет практиковаться достаточно долго, в конечном итоге пользователи смогут полагаться на свою интуицию для обнаружения поддельных отзывов”, - пишет доктор Снехасиш Банерджи (Snehasish Banerjee), один из авторов исследования.
Также ученые рекомендуют пытаться вычленять из отзывов полезную фактическую информацию. Например, отзыв “Завтрак был хорошим” не очень информативен. Чем именно он был хорош? Какая конкретно еда была хорошей? Конкретные детали могут указывать на то, что человек реально знает, о чем говорит. Также стоит с осторожностью относиться к отзывам, которые кажутся излишне позитивными или написанными в фальшиво-непринужденном стиле.
В целом, рекомендация проста. “Включите” скепсис и не верьте всему, что пишут в интернете. Остальное за вас сделает ваша интуиция.