В последнее время появились важные новости о китайской промышленности электромобилей (EV), в первую очередь касающиеся ее статистики. Эксперты считают, что эта тенденция может привести к обострению глобальных торговых проблем. Китай впервые в своей истории стал массовым экспортером транспортных средств. Они продают очень много электромобилей по всему миру, и это не может не отразиться на всей мировой экономике.
Большие числа
Евростат, статистическое агентство ЕС, опубликовал последние данные о торговле автомобилями. В настоящее время на Китай приходится почти 50% импорта электромобилей в Европе. Так, в 2022 году европейцы приобрели около 9 млн автомобилей, из которых 12% (примерно 1 млн машин) составляли электромобили. Из них 500 тыс. произведены в Китае. Дальнейший анализ показывает, что около половины из этих автомобилей - Tesla китайского производства, а остальные - модели китайских брендов.
Такая ситуация приводит к существенному сдвигу в торговле между Европой и Китаем. Китай представляет собой важный рынок для европейских производителей автомобилей. В течение многих лет они участвовали в совместных предприятиях в Китае по производству транспортных средств по низкой и средней цене. Торговый баланс ранее составлял от $3 до $5 млрд. в пользу Европы. Однако за последние два года (при значительном ускорении в последние 12 месяцев) баланс сместился. Он по-прежнему смещен в пользу Европы, но упал примерно до $2 млрд. Почти весь этот сдвиг вызван ростом импорта китайских электромобилей.
Расширение торговой войны
Китай явно находится на подъеме, и это касается не только производства электромобилей, но и их мирового экспорта, и свидетельства такого роста становятся все более заметными в торговых данных. Этот переход может иметь серьезные последствия. Наиболее очевидным может стать потенциальная эскалация торговой напряженности. США и Китай находятся в торговой войне в течение нескольких лет. Теперь в эту войну могут вступить и страны ЕС, которые будут пытаться защитить собственных производителей..
По мнению аналитика Джонатана Голдберга, весьма вероятно, что Япония, Южная Корея и страны Европы, которые являются домом для крупной автомобильной промышленности, поддержат санкции США. В частности, в торговую войну может вступить Германия, которая особенно явно ощущает риск для своей автомобильной промышленности.