Компания Venus Aerospace впервые испытала сверхзвуковой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с принципиально новым двигателем. В будущих испытаниях аппарат достигнет сверхзвуковой скорости благодаря вращающемуся детонационному ракетному двигателю (RDRE).
Сверхзвуковые дроны
Сама концепция сверхзвуковых дронов не нова. Еще в начале 1950-х годов военно-воздушные силы США использовали подобные беспилотники для проверки систем противовоздушной обороны, разведки на опасных территориях и в качестве носителей обычного или ядерного оружия.
Однако все эти аппараты на протяжении последних 75 лет оснащались обычными реактивными двигателями для преодоления звукового барьера (Мах 1). Развитие авионики, аэродинамики и автономных систем позволило расширить возможности беспилотников, но принцип их работы оставался прежним.
Компания Venus Aerospace делает шаг вперед, установив двигатель RDRE на своем новом дроне. Во время первого испытания 24 февраля прототип сбросили с высоты 3700 метров. Восьмиметровый аппарат весом 140 кг смог разогнаться лишь до скорости 0,9 Маха. Это связано с тем, что для ограничения скорости использовался двигатель на монопропелленте из перекиси водорода, работавший на 80% мощности и обеспечивший дальность полета 10 км. Однако на борту также находилась система RDRE, которая позволит преодолеть звуковой барьер в будущих испытаниях.
Детонационный двигатель
RDRE - это принципиально новый двигатель без подвижных частей, который превосходит возможности ракетных и реактивных двигателей. Он состоит из двух коаксиальных цилиндров с зазором между ними. В этот зазор подается и воспламеняется топливовоздушная смесь. При правильной работе возникает тесно связанная реакция и ударная волна, которая движется внутри зазора на сверхзвуковой скорости, выделяя дополнительное тепло и давление.
По сути, речь идет об управляемом взрыве, который может длиться часами.
В результате получается более легкий и простой двигатель, который как минимум на 15% эффективнее традиционных. Это означает возможность перевозки большей полезной нагрузки или достижения более высоких скоростей. Несколько недель назад компании Venus удалось продемонстрировать стабильную работу RDRE.
Авиаперелеты будущего
В дальнейшем Venus Aerospace планирует создать многоразовый гиперзвуковой космический самолет, способный перевозить пассажиров на скорости более Мах 9 (11 000 км/ч). Stargazer, как его пока называют, будет вертикально взлетать и разгоняться до высоты 52 км (немного выше половины линии Кармана), а затем переходить на гиперзвуковую скорость для преодоления больших расстояний в разреженном воздухе.
Компания Venus обсуждает возможность полетов из Хьюстона в Лондон или из Сан-Франциско в Токио за один час. Очевидно, что это амбициозные планы далекого будущего, на пути к которому лежит множество юридических препятствий. В ближайшей перспективе компания Venus планирует использовать этот двигатель для различных военных целей.