Самолет F-35 Lightning II компании Lockheed Martin - самый дорогой военный истребитель из когда-либо созданных (109 миллионов долларов за единицу, плюс 6,6 миллиона долларов годовых эксплуатационных расходов). Однако не менее впечатляет и шлем пилота, необходимый для управления этим самолетом.
Самый дорогой истребитель
Программа F-35 относится к истребителям 5-го поколения и является самой передовой разработкой в своей области. Стоимость программы превышает 1,7 триллиона долларов. Технологически самолет оснащен функциями стелс для избежания обнаружения, подавления радаров и развивает скорость свыше 1,6 Маха (2000 км/ч).
Во внутреннем отсеке F-35 может перевозить более 8 тонн оружия. Он оснащён практически всеми существующими типами датчиков, включая активную электронную сканирующую решетку (АФАР), распределенную систему апертур (DAS), электрооптическую систему наведения (EOTS) и нашлемную систему отображения информации (HMDS).
Одна из трех модификаций F-35 способна даже совершать вертикальный взлет и посадку (VTOL), по сути зависать в воздухе.
Для обеспечения слаженной работы всех этих пилоту самолета нужен соответствующий шлем.
Самый дорогой шлем
Новый шлем для пилотов F-35 создан компанией Collins Aerospace. Компания потратила на разработку шлема третьего поколения Genesis III (Gen 3) HMDS десять лет. Стоимость устройства составляет 400 тыс. долларов за штуку.
Традиционный зеленый индикатор на лобовом стекле (HUD), знакомый нам по фильмам о военных самолетах 90-х, ушел в прошлое. Для точных операций VTOL и полной ситуационной осведомленности в бою F-35 требовался шлем, который мог бы сделать весь самолет «невидимым» для обеспечения обзора во всех направлениях.
Gen 3 HMDS служит пилоту как основным дисплеем, так и системой управления вооружением. Шесть камер, установленные по периметру самолета, транслируют изображение на визор шлема, обеспечивая пилоту полный обзор на 360 градусов. Просто повернув голову, пилот видит сквозь себя и самолет все, что находится внизу.
Помимо этого, HMDS отображает данные о полете и информацию с датчиков, отображая их в режиме дополненной реальности (AR). Шлем также передает данные обратно в F-35, который по сути является летающим суперкомпьютером.
Пилоты могут отмечать и отслеживать «своих» или вражеские воздушные и наземные объекты, просто взглянув на них с помощью системы целеуказания Genesis 3 HMDS.
Также шлем оснащен встроенной системой ночного видения с полем зрения 30x40 градусов и 100% перекрытием, что устраняет необходимость использования отдельных очков ночного видения. Инфракрасные камеры на фюзеляже позволяют пилоту видеть даже в полной темноте.
Шлем выдерживает катапультирование пилота на скорости 1018 км/ч.
Для обеспечения идеальной посадки каждый внутренний слой шлема Gen 3 изготавливается по индивидуальному заказу и вырезается лазером под конкретного пилота. Специалисты 419-й эскадрильи обеспечения операций проводят 3D-сканирование головы каждого пилота, чтобы создать идеально подходящую вкладку, помещаемую затем во внешнюю оболочку из углеродного волокна.
Межзрачковое расстояние пилота измеряется с высокой точностью, чтобы на визоре отображалось единое изображение. Также измеряется расстояние от глаза до визора для обеспечения идеальной фокусировки.
Процесс подгонки настолько детализирован, что даже новая стрижка или лишний вес могут привести к тому, что шлем перестанет идеально подходить. Каждые 120 дней проводится проверка посадки шлема, чтобы гарантировать его правильное функционирование.