Компания Shimano получила патент США на беспроводную электронную систему клипсов для велосипедных ботинок. Система используется для регулировки положения ботинка относительно педалей во время езды. Она позволяет регулировать положение вперед-назад и вбок с помощью данных, полученных от датчиков велосипедиста и велосипеда. Эти данные определяют и автоматически перемещают ботинок в оптимальное положение. Также возможна ручная регулировка.
Зачем это нужно?
Обычно нога велосипедиста контактирует с велосипедом через ботинок, клипсу и педаль. В данном случае ботинок включает в себя "регулятор" на подошве. Клипса крепится к нему, и затем ботинок пристегивается к педали традиционным способом. Регулятор включает в себя обратимый электродвигатель, который перемещает ботинок вперед-назад и влево-вправо по направляющим.
Педаль содержит основную батарею, питающую систему, а беспроводная система питает ботинок, клипсу и регулятор.
Но зачем такая регулируемость? Дело в том, что когда велосипедисты перемещаются по различным типам местности и различным подъемам и спускам, они регулируют свое положение тела в соответствии с этим. Это может изменить точки опоры и углы ног, и, таким образом, существуют потенциальные механические преимущества и прирост производительности, если точка контакта ноги может регулироваться для компенсации.
На плоской безклипсовой педали велосипедист просто переставляет ногу нужным образом, даже не задумываясь об этом. Но в случае с клипсой это не сделать так просто. Велосипедисту нужно останавливаться, спешиваться и вручную переставлять клипсу на педали под новое положение ноги.
Предложенная Shimano система делает все автоматически и на ходу. Она определяет потребность велосипедиста в оптимальном положении ноги с помощью вышеупомянутых датчиков тела и велосипеда. Согласно патенту, ботинок может регулироваться для оптимальной производительности на основе ряда факторов: изменения входной мощности педали, изменения каденции, перехода с гравия на асфальтированные дороги или даже в ответ на данные GPS. Например, клипса может сместиться вперед относительно ботинка, когда велосипед обнаруживает, что вы едете в гору или активно ускоряетесь.
Стоит отметить, что данная система еще не поступала в продажу. Более того, как и в случае со многими патентами, продукт может никогда не увидеть свет. Потому пока не вполне явно, предназначена ли система для шоссейной, внедорожной или гравийной езды.