Идея введения универсального базового дохода часто рассматривается как возможное решение проблемы утраты рабочих мест из-за развития искусственного интеллекта. Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман поддержал трёхлетнее исследование, чтобы изучить жизнеспособность этой программы. Недавно были обнародованы результаты, которые показывают, что универсальный базовый доход приносит определённые выгоды, но не является универсальной панацеей.
Воздействие генеративного ИИ на рынок труда уже хорошо задокументировано. Ещё в 2016 году Альтман осознал, что прогрессивные технологии могут кардинально изменить общество, особенно в аспекте занятости. Тогда он инициировал эксперимент, чтобы проверить, сможет ли базовый доход компенсировать эти изменения. В рамках проекта тысяча человек ежемесячно получала по $1000, в то время как контрольная группа из двух тысяч человек — всего по $50.
Программа была ориентирована на предоставление выплат взрослым с низким уровнем дохода, независимо от их занятости или финансового состояния. Общая стоимость исследования составила $60 млн, из которых Альтман вложил $14 млн собственных средств, а его компания OpenAI — $10 млн.
Руководитель исследования Элизабет Роудс, работающая в Open Research, рассказала, что базовый доход имеет множество положительных эффектов, но обладает и значительными ограничениями.
Первые результаты
Опубликованные в июле выводы показывают, что получатели средств в основном тратили их на базовые нужды: еду, жильё, транспорт. Они стали чаще обращаться за медицинской помощью, посещать стоматологов и снизили употребление алкоголя и наркотиков. Однако исследователи подчеркнули, что не обнаружили прямой связи с улучшением физического или психического здоровья участников. Для многих дополнительные $1 000 в месяц оказались недостаточными, чтобы преодолеть системные барьеры в доступе к здравоохранению.
Интересный эффект программы заключался в том, что участники стали избирательнее подходить к выбору работы: некоторые предпочли менее оплачиваемые, но более свободные профессии или новые для себя отрасли. Кроме того, среди участников выросло число предпринимателей.
Новые выводы
В октябре были опубликованы дополнительные результаты. Они опровергают распространённый миф о том, что базовый доход снижает мотивацию к работе. Напротив, участники программы стали больше ценить труд, а уровень стресса, ментального напряжения и нехватки продуктов питания снизился в первый год эксперимента. Однако эти эффекты ослабевали во втором и третьем годах программы.
«Бедность и экономическая нестабильность — невероятно сложные проблемы», — говорит Роудс. По её словам, результаты исследования оказались многогранными и подчёркивают, что единого решения для этих проблем может не существовать.
Споры вокруг базового дохода
Сэм Альтман предложил альтернативную концепцию — универсальный базовый доступ к вычислительным ресурсам. Он считает, что каждый человек мог бы получить долю мощности будущих версий GPT, использовать её, продавать или передавать, например, для исследований рака.
Среди сторонников базового дохода — Джеффри Хинтон, один из «отцов» искусственного интеллекта. Он считает такие программы необходимостью в условиях автоматизации труда. Однако некоторые эксперты, включая генерального директора Anthropic Дарио Амодеи, сомневаются, что базовый доход станет достаточным решением.
Исследования продолжаются, но уже ясно одно: борьба с экономической нестабильностью и последствиями внедрения ИИ потребует комплексного подхода.