Юмор может быть полезен в научной коммуникации / Все новости / Главная

Традиционно юмор редко использовался в научной коммуникации. Многие исследователи избегали шуток, опасаясь, что это может подорвать их авторитет и снизить доверие к научным данным. Однако новое исследование ставит под сомнение этот стереотип.

Работа, проведенная Александрой Линн Франк, докторантом Градского колледжа массовых коммуникаций при Университете Джорджии, показала, что уместный юмор может не только повысить симпатию к ученому, но и усилить восприятие достоверности научного сообщения.

Исследование и методология

Франк и её коллеги основывались на предыдущих работах, изучавших влияние юмора в научной коммуникации, особенно в социальных сетях. Их цель — выяснить, как аудитория реагирует на различные формы юмора, включая антропоморфизм и сатиру, и предложить рекомендации для научных коммуникаторов.

В центре исследования было изучение контента, связанного с искусственным интеллектом. Для этого использовались карикатуры, опубликованные на платформе X от имени вымышленного ученого доктора Джейми Девона. Применялись три типа юмора: мягкая сатира (в стиле Горация), антропоморфизм (наделение объектов или животных человеческими чертами) и их сочетание.

В рамках эксперимента был проведён онлайн-опрос с участием 2 212 респондентов, отобранных по квотному методу в соответствии с демографическими данными США. Участникам демонстрировали одну из восьми версий поста доктора Девона, содержащего карикатуру об искусственном интеллекте. Варианты различались по наличию и виду юмора: без юмора (контрольная группа), антропоморфизм, сатира и их комбинация.

После просмотра участники оценивали, насколько смешным показался им контент, насколько симпатичным они сочли автора поста и насколько достоверным посчитали сообщение с научной точки зрения.

Выводы исследования

Как отметила Франк, политики, рекламщики и представители шоу-бизнеса давно используют юмор для привлечения внимания и установления доверительных отношений. В научной коммуникации легкость подачи материала также может снизить вероятность споров или отторжения информации.

«Юмор может быть полезен для научного общения, но только если аудитория действительно находит его смешным», — подчеркнула исследовательница.

Однако важно учитывать, что неудачные или слишком резкие шутки могут привести к обратному эффекту. Исследование показало, что жесткая сатира может восприниматься как агрессивная, что негативно влияет на доверие к источнику информации.

Кроме того, Франк отметила, что использование сарказма и личных выпадов в научной коммуникации нежелательно. Вдумчиво применённый юмор, напротив, помогает наладить контакт с аудиторией, делает сложные темы доступнее и интереснее, способствует распространению научных знаний и даже помогает бороться с дезинформацией в ненавязчивой форме.

Также исследование подтвердило, что юмор может вызывать любопытство, мотивируя людей глубже изучать научные темы.

 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: