Компания Venus Aerospace успешно провела первый в США испытательный полёт ракеты с двигателем на вращающемся детонационном сгорании (RDRE), использующим сверхзвуковые взрывы для создания тяги. Это достижение, ставшее важной вехой в разработке гиперзвуковых летательных аппаратов, может быть первым в мире полётом такого двигателя в атмосфере.
Тест состоялся 14 мая 2025 года на космодроме Spaceport America рядом с ракетным полигоном White Sands в Нью-Мексико. Хотя аналогичные эксперименты проводило японское космическое агентство JAXA в 2021 и 2024 годах, их RDRE-двигатели запускались в космос на зондирующих ракетах. В отличие от этого, двигатель Venus Aerospace обеспечивал тягу именно в атмосфере, что делает тест уникальным.
Как это работает
RDRE (Rotating Detonation Rocket Engine) — это принципиально новый тип ракетного двигателя, основанный на управляемых непрерывных детонациях. Камера сгорания представляет собой цилиндр с открытым концом, в который подаётся топливо и окислитель. Смесь детонирует, создавая сверхзвуковую ударную волну, вращающуюся внутри камеры по кругу. Эта волна сжимает и сжигает новый заряд топлива, производя мощную реактивную тягу.
Ключевым элементом гиперзвукового проекта является двигатель VDR2 — детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Он внешне напоминает пустую трубу без движущихся частей и использует скорость самого аппарата для сжатия поступающего воздуха. Сложность заключается в управлении воздушным потоком: специальная коническая вставка в двигателе регулирует ударные волны и замедляет воздух до дозвуковых скоростей, предотвращая разрушение конструкции.
Однако для работы VDR2 требуется высокая начальная скорость. Обычно для этого используют бустеры или сброс с самолёта, что делает разработку дорогой и громоздкой. Именно RDRE позволяет решить эту проблему: он способен обеспечить стартовую тягу, запуская гиперзвуковой полёт с обычной взлётной полосы.
Зачем это нужно
Главная цель проекта — создание летательных аппаратов, способных развивать скорость до Mach 6 (примерно 7 400 км/ч) и взлетать с традиционных аэродромов. Это открывает возможности для новой эпохи высокоскоростных пассажирских перевозок и военных применений.
На данный момент Venus Aerospace готовит беспилотный аппарат с двигателем VDR2, который должен пройти испытания позже в этом году. В перспективе компания планирует оснастить этой технологией самолёт Stargazer M4 — многоразовый гиперзвуковой лайнер для перевозки пассажиров на скорости до Mach 4.
«Мы шли к этому моменту пять лет. Мы доказали, что технология работает не только в лабораториях и симуляциях, но и в реальных условиях. Это приближает нас к миру доступных, устойчивых и быстрых перелётов», — заявила Сэсси Дагглби, CEO и соучредитель Venus Aerospace.