При внезапной остановке сердца шансы на выживание стремительно падают: каждая минута без дефибрилляции уменьшает их примерно на 10%. В условиях мегаполисов оперативный приезд скорой помощи осложняется пробками и узкими улицами. Поэтому учёные из Национального Тайваньского университета предложили нестандартное решение — задействовать курьеров по доставке еды в качестве первых респондентов.
Исследователи использовали данные реальных случаев остановки сердца в Тайбэе за 2017–2019 годы, а также статистику о расположении автоматических дефибрилляторов и маршрутах курьеров сервисов доставки. В симуляции предполагалось, что у каждого работающего ресторана в «горячей зоне» есть хотя бы один курьер поблизости.
Скорость их передвижения оценили в 34,5 км/ч, а радиус реагирования — до 2 км. Для сравнения: в среднем бригады скорой в Тайбэе прибывают на вызов с дефибриллятором за 6,8 минуты. При участии всего 10% курьеров среднее время доставки аппарата сокращалось до 3,8 минуты — почти вдвое быстрее. Это могло бы спасти более 60% пострадавших. При вовлечении 30% курьеров показатель успешного реагирования поднимался до 86%.
Преимущества подхода
Курьеры привычны к плотному трафику, умеют быстро ориентироваться в лабиринте городских улиц и могут легко парковаться в ограниченных зонах. Они постоянно присутствуют на улицах и нередко оказываются всего в нескольких сотнях метров от возможного места ЧП.
Такой подход оказался особенно эффективным в часы пик: достаточно участия примерно 13% курьеров, чтобы покрыть до 80% случаев остановки сердца. В непиковое время эффективность ниже, но даже тогда сокращение времени ожидания сохраняется.
Мобильная сеть курьеров-спесателей
Снижение времени до дефибрилляции напрямую увеличивает шансы выживания. Традиционные методы ускорения доставки аппаратов — например, использование дронов — пока ограничены в применении. В отличие от них, курьеры уже присутствуют в городской среде и могут стать «живой сетью» мобильных спасателей.
Чтобы внедрить модель на практике, потребуется решить организационные вопросы: обучение базовым навыкам СЛР и использованию дефибрилляторов, взаимодействие с диспетчерскими службами, а также обеспечение юридической защиты и мотивации курьеров.
Тем не менее исследование показывает, что такая система может стать масштабируемым и относительно недорогим способом улучшить показатели выживаемости при остановке сердца в густонаселённых городах по всему миру.
Исследование опубликовано в журнале Canadian Journal of Cardiology.