Европейский космический гигант: Airbus, Thales и Leonardo объединяются для конкуренции со SpaceX / Все новости / Главная

Космическая отрасль Европы переживает историческую реструктуризацию, самую масштабную за последние два десятилетия. Три титана — Airbus, Thales и Leonardo — объединяют свои космические активы в единую компанию. Штаб-квартира нового предприятия расположится в Тулузе, сердце европейского авиакосмического кластера. Этот стратегический ход является прямым ответом на растущую гегемонию компании Илона Маска SpaceX и призван создать мощного конкурента, способного сравниться с американским гигантом в скорости и эффективности.

Как устроен новый космический альянс?

Новая структура, по сути, создает единого игрока с колоссальными ресурсами. Предприятие будет насчитывать около 25 тыс. сотрудников, а его годовой доход оценивается в 6,5 миллиардов евро. Распределение долей выглядит следующим образом: Airbus получит 35%, а Thales и Leonardo — по 32,5% каждая.

Эта модель консолидации уже доказала свою эффективность в Европе. По тому же принципу был создан успешный ракетный консорциум MBDA еще в 2001 году. Под одной крышей теперь соберутся ключевые компетенции: спутникостроение, инжиниринг космических систем и сопутствующие сервисы. Как заявил один из руководителей Thales, это осознание того, что «суверенитет и безопасность Европы зависят от космоса».

Двойная стратегия Европы

Стратегические цели альянса четко обозначены его создателями. Первая — это укрепление позиций на коммерческом рынке спутников. Вторая, не менее важная, — гарантирование технологической автономии Европы в космической сфере.

Но как именно консолидация поможет этого достичь? Ответ прост: синергия. Объединив операции, компании смогут оптимизировать производственные цепочки, ускорить инновационные циклы и, что критически важно, сократить издержки. Речь идет о дублирующих исследованиях, закупках компонентов и инженерных разработках.

Ожидается, что эффект от таких мер может принести сотни миллионов евро дополнительной операционной прибыли в течение пяти лет. Представьте себе объединенные бюджеты на НИОКР и возросшую переговорную силу при закупках — именно на этом и будет строиться финансовая эффективность нового гиганта.

Вызовы, подтолкнувшие к созданию альянса

Почему именно сейчас? Европейская спутниковая индустрия находится на перепутье. Традиционный бизнес по производству крупных геостационарных спутников, где доминировали Airbus и Thales Alenia Space, переживает спад. Вся отрасль совершает резкий поворот в сторону созвездий из тысяч небольших и относительно дешевых спутников на низкой околоземной орбите.

И здесь безоговорочным лидером стала SpaceX со своей сетью Starlink. Она установила новые, беспрецедентные стандарты по скорости производства и стоимости вывода аппаратов на орбиту. Европейским производителям, привыкшим к другим темпам и масштабам, стало практически невозможно конкурировать в одиночку. Этот вызов и заставил давних партнеров-соперников отбросить разногласия и начать переговоры об интеграции, которые впервые стартовали еще в 2019 году.

Препятствия и перспективы

Несмотря на оптимизм инициаторов, путь альянса не будет усыпан розами. Сделке еще предстоит получить одобрение регуляторов, а запуск полноценной деятельности намечен только на 2027 год.

Кроме того, внутри европейского космического сообщества уже звучат тревожные голоса. Например, Сабине фон дер Рекке, член правления немецкой группы OHB, предупреждает, что слияние может ослабить внутреннюю конкуренцию и привести к географической концентрации контрактов.

Пока что европейский провайдер тяжелых пусков Arianespace остается за пределами сделки. Однако руководители Airbus не исключают, что в будущем консолидация может распространиться и на сферу запусков, поскольку этот вопрос уже рассматривается. Создание единой структуры, по их мнению, позволит принимать решения быстрее и выстраивать более целостные циклы разработки продуктов, освободившись от громоздких моделей управления, где руководство ротировалось между материнскими компаниями.

 

Тэги:   Космос, Бизнес

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: