Основатель стартапов Best.ua и X-Rift Данил Тонкопий вместе с партнером Сергеем Денисенко в ноябре 2014 года запустил проект по доставке товаров на электровелосипедах – DelFast. Инвестиции окупились уже через два месяца и в скором будущем запланирован выход на зарубежные рынки – России и Германии. В чем секрет успеха? Cоздатели проекта гарантируют, что курьер доставит товар из интернет-магазина не позже, чем через час после совершения покупки. Это делает компанию Тонкопия самой быстрой службой доставки в Украине.
Фото из личного архива Данила Тонкопия
Проект Delfast запустился несколько месяцев назад. Какие результаты уже есть?
Проект достаточно успешен. В октябре мы получили инвестиции, через месяц начали продажи и уже в декабре вышли на окупаемость. Сейчас продолжаем наращивать объемы продаж и в ближайшем будущем объявим об одном стратегическом партнерстве и о значительном увеличении парка электробайков.
Сколько транспорта нужно, чтобы охватить киевский рынок?
В столице в день производится около 40 тыс. доставок из интернет-магазинов. Кроме них есть доставка документов, доставка еды, обычные бытовые доставки, к примеру, человеку надо вещи из химчистки забрать или визитки из типографии. Поэтому, чтобы занять весь киевский рынок срочной доставки, нам потребовалось бы не менее 5 тыс. курьеров на электровелосипедах. Но мы не будем закупать так много, мы хотим использовать имеющиеся в Киеве ресурсы и постараемся объединить заказчиков и курьеров на одной платформе.
Что Вы имеете в виду, говоря о платформе?
Мобильное приложение, которое будет работать по принципу GetTaxi, только GetTaxi перевозит людей, а мы перевозим товары.
Это будет отдельное направление параллельно со службой доставки?
Нет, это один проект. Мы не хотели запускать платформу доставки, не имея с самого начала собственного транспорта. Ведь если на платформе не окажется ни одного курьера, то кто тогда доставит заказ? Цель проекта – связывать между собой заказчиков и исполнителей в режиме реального времени. Мы начали с того, что наняли собственный персонал, в дальнейшем на платформе смогут регистрироваться и сторонние курьеры. Разумеется, мы будем масштабировать эту платформу на другие рынки и будем привлекать для этого новые инвестиции.
Какая узнаваемость проекта у потребителей?
Мы работаем с онлайн-магазинами, а не с конечным клиентом. Когда человек заказывает, например, книгу в kniga.biz.ua, то в большинстве случаев он не знает, какая курьерская компания привезла ему товар. Для потребителя важно, чтобы товар был доставлен вовремя и надлежащего качества, а на название курьерской службы он не обращает внимания. Мы оказываем услуги не конечным потребителям, а интернет-магазинам, и среди интернет-магазинов о нас неплохо знают.
Сколько на данный момент байков в эксплуатации?
16 штук. Но мы теперь доставляем не только на электровелосипедах, ведь клиенту все равно, на чем мы приехали, на велосипеде или на метро, если товар привезен в обещанный срок. Сейчас мы доставляем около сотни заказов в день, из них примерно половина – на общественном транспорте. Объемы растут, люди все чаще выбирают доставку за час, никто не хочет ждать.
Источник изображения: Facebook.com
Но если не делать доставку на велосипедах, то теряется ваша «фишка». Что отличает вас от остальных служб доставки?
Скорость. В Киеве никто, кроме нас, не может доставлять товар так быстро. В большинстве случаев мы везем заказы на велосипедах, но иногда курьеры едут и на метро, если видят, что так будет быстрее или удобнее с точки зрения логистики.
Сколько у DelFast клиентов?
Несколько десятков, это не только интернет-магазины, а и типографии, сервисы аренды техники и рождественские фестивали, на которых мы работали перед Новым годом «доставкой Санта Клауса».
В январе спрос упал?
Удивительно, но нет. Например, третья неделя января обогнала по количеству заказов последнюю предновогоднюю, и рост продолжается.
Кого считаете основным конкурентом?
Доставка товара до клиента – самая большая головная боль, как для интернет-магазина, так и для логистических компаний. Мы решаем этот вопрос быстро и примерно за ту же цену, за которую традиционные логистические компании доставляют «на завтра». Поэтому у нас практически нет конкурентов. За эту цену можно найти курьера только на платформе «Метнись кабанчиком», но они фокусируются на заказах от обычных пользователей, а мы больше работаем с юридическими лицами.
Большинство интернет-магазинов работают с «Новой Почтой». Как планируете потеснить эту компанию?
Ни Postman, ни «Новая почта» не могут доставить товар из интернет-магазина меньше, чем за 6 часов. Обычно доставка по Киеву занимает у них от суток до двух. К тому же, покупателю нужно подстраиваться под курьера. Если курьер говорит, что будет у вас «с 17 до 21», то вы вынуждены сидеть, ждать и никуда не уходить в это время. А наши сотрудники доставляют практически сразу после того, как вы сделали заказ в интернет-магазине – в течение часа. По-моему, разница очевидна.
В чем плюсы и минусы использования такого «экзотического» для Киева транспорта, как электровелосипеды?
Даже если батарея полностью разрядится, на электровелосипедах есть педали, а все наши курьеры – молодые спортивные ребята, так что проблем нет, все заказы будут доставлены вовремя. А вообще, электробайку не нужна особенная заправка, достаточно самой обычной розетки. Учитывая, что этот транспорт на 100 км тратит электроэнергии примерно на 2 гривны, я предсказываю, что в ближайшие годы на наших дорогах будет появляться все больше и больше электротранспорта. Он не загрязняет воздух и это невероятно выгодно. Минусов я не вижу.
В одном интервью Вы сказали, что пишите книгу. О чем?
Это книга о стартапах и для стартаперов. На английском языке книг на эту тему много, а изначально написанных для украинцев и про наши реалии – практически нет. Поэтому я решил поделиться своим практическим опытом создания ИТ-бизнеса со всеми, кто решил запустить свой проект.
Однако, я не считаю себя гуру или экспертом, поэтому вместе со мной книгу согласились написать Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital, Николай Палиенко, CEO Prom.ua, Денис Довгополый, управляющий партнер BVU Group, и многие другие. В каждой главе есть соавтор, например, глава о персонале будет написана совместно с Аленой Владимирской, главой рекрутингового агентства Pruffi, об играх – с Александром Лысковским, генеральным директором компании Alawar Entertainment и т.д.
Какие еще профессиональные цели ставите на 2015 год?
Написать книгу и запустить DelFast в двух городах – эти две цели достаточно объемные для одного года. Возможно, получится еще запустить бизнес-инкубатор в Казахстане, но не будем загадывать.
Почему именно там?
Я сам из Казахстана и, по мере своих сил, помогаю казахстанскому ИТ-сообществу.
В каких городах вы планируете запустить доставку в этом году и почему?
В Москве и Берлине. Берлин, с точки зрения логистики, похож на Киев: примерно такая же площадь, такое же население. И там тоже есть проблема с доставкой товаров в день заказа. А в Москве эта проблема еще более острая. Мы успешно решаем вопрос доставки за час в Киеве, теперь хотим попробовать в новых странах. В этих городах есть нерешенная проблема – доставка «на сейчас», и мы думаем, что сможем успешно ее решить.
Какие прогнозы по украинскому рынку e-commerce на 2015 год?
Думаю, что в количестве товаров рынок будет расти. Конечно, средний чек упадет, т.к. люди станут покупать более дешевые вещи, но заказов будет не меньше. Если человек раньше купил бы смартфон за $600, то теперь он купит его за $400, но он все равно купит. И, само собой, люди будут все больше заказывать доставку за 1 час (смеется – ред.).
Говорят, что сейчас не лучшее время для запуска собственных проектов. Что Вы думаете по этому поводу?
Как говорил профессор Преображенский – разруха в головах. Я думаю, что если человек хочет что-то сделать, то он не ищет оправданий своему бездействию, а берет и делает. И потому, самое лучшее время для запуска собственного проекта – всегда «сейчас».