Времена, когда нужно было дозваниваться в службу заказа такси, постепенно уходят в прошлое во всем мире. Этому способствовало не только появление сервиса Uber, который до сих пор вызывает протесты таксистов по всему миру, но и развитие мобильных приложений в целом. В Украине они стали набирать популярность пару лет назад.
Первым стал Uklon, сервис, созданный киевлянином Виталием Дятленко. Он начала разрабатывать его еще в 2008-м. Тогда количество заказов, приходившееся на службы такси, зачастую превышало количество автомобилей в их автопарках. Поэтому были созданы сервисы обмена машинами между службами – «бочки». Сейчас их в Киеве около десяти. Заказы, которые пользователи делают на Uklon или в аналогичных приложениях попадают сразу в базу и подхватываются таксистами, не зависимо от того, в какой службе они работают. Удобство для клиентов заключается в том, что они получают машину за фиксированную стоимость – она просчитывается в момент заказа и не зависит от службы такси, которая его берет.
Когда Дятленко создавал свой сервис, инвестиции в проект не превышали $10 тыс. Но сейчас стартаперам, создающим аналогичные службы придется вложить не менее $100 тыс. По крайней мере, совладельцам WinTaxi Алексу Луцкому и Андрею Кулику понадобилось не меньше средств.
Отстроиться от конкурентов
В чем «фишка» сервиса? Аудиторией своего проекта разработчики видят не только потенциальных пассажиров, но и водителей. Многие привыкли жаловаться на хамских водителей, которые приезжают в прокуренных машинах, опаздывают или не знают дорогу. Но и пассажиры бывают не подарок – нетрезвые, скандальные или те, кто не хочет платить. В WinTaxi оба участника поездки смогут выразить свое мнение и обезопасить себя и других от неприятных попутчиков. С помощью приложения клиент имеет возможность не только заказать такси, но и выбрать понравившуюся машину из доступных поблизости. С выбором ему поможет живой рейтинг таксистов, составляемый другими пассажирами. Благодаря такой системе оценивания каждый водитель, участвующий в проекте, лично заинтересован в повышении качества обслуживания. Впрочем, чтобы стать таксистом WinTaxi, необходимо изначально соответствовать требованиям проекта.
Чтобы попасть в WinTaxi, водитель должен сначала посетить офис проекта. Команда сервиса делает фото автомобиля и самого таксиста, дает ему краткие инструкции, обучает работе с «водительской» частью приложения. К автомобилю также предъявляются определенные требования. На данный момент к участию в проекте WinTaxi допускаются только иномарки не старше восьми лет. В салоне не должно быть резких запахов, пассажира нельзя пугать громкой назойливой музыкой, а сам водитель должен быть вежлив и приветлив. В общем, команда WinTaxi делает акцент на комфорт пассажиров.
Цены на поездку разнятся в зависимости от класса автомобиля («стандарт», «комфорт» или «бизнес»), но не превышают рыночных. Сейчас минимальная стоимость заказа стоит 35грн, а цена за километр варьируется в зависимости от выбранного класса. Например, авто «стандарт» обойдется в 3,8 гривен за километр, «комфорт» — в 4,5 гривен.
Программная составляющая
Приложение использует интерактивные карты Google. По мнению разработчиков, они наиболее подробны и актуальны. Точность карт позволяет прокладывать оптимальные маршруты. С момента заказа такси пассажир может в режиме реального времени следить по карте за приближением автомобиля. Благодаря этому можно даже связаться с водителем и подсказать ему дорогу в лабиринте киевских улиц. Водитель, в свою очередь, видит, где находится пассажир. Местоположение последнего определяется прямо в момент заказа, что очень полезно, если человек находится в незнакомом месте и не знает адреса. Таким образом, работа системы максимально автоматизирована. Все действия происходят в режиме реального времени, что избавляет от необходимости ждать звонков или SMS от оператора. Счет с подробной статистикой маршрута также формируется автоматически и приходит на смартфон пассажира сразу по окончании пути.
Еще одна «фишка» сервиса – принципиальный отказ от «бочек». «Бочки» - одна из ключевых проблем на рынке Киева и Украины», - уверен Евгений Лохматов, CEO WinTaxi. Дело в том, что, попав в общую базу, заказ вполне может в ней затеряться. Типичная для мегаполиса ситуация: клиент вызвал такси, ожидает заказа, но машина так и не появляется или приезжает сразу несколько такси. Либо подъехавшая машина будет отличаться от той, что указал в SMS оператор. Проблемой становится сама попытка уехать.
Команда WinTaxi утверждает, что главное для них – прозрачность работы с клиентом. Если по какой-то причине заказ выполнить невозможно, потенциальный пассажир узнает об этом сразу. «Мы оказываем хороший сервис или не оказываем его вообще», - говорит Лохматов. Такой подход порождает определенные трудности в работе. Не имея возможности «перебрасывать» заказы, команде идеального баланса, когда количество водителей совпадет с количеством заказов. По предварительным подсчетам, чтобы эффективно работать в Киеве и пригороде, понадобится около ста машин. Возможно, именно из-за принципиальной позиции Луцкого, Кулика и Лохматова, проект до сих пор не запустился в полном режиме.
Работа над стартапом началась еще осенью 2013 года. За полтора года команда успела дважды практически полностью смениться. Сейчас, включая внештатных сотрудников, над WinTaxi трудятся полтора десятка человек. Пока приложение улучшается и дорабатывается, оно бесплатно для пассажиров и водителей. В будущем, когда база будет наработана, стартаперы планируют брать комиссию за посредничество.