Рецензия Валентина Перции, владельца BrandAid и совладельца стартапа Vitagramma, на книгу Дэйва Эггерса «Сфера»
Будущее всегда манит. Сказания футурологов о том, какой будет жизнь буквально через двадцать лет, рассыпаются в сознании восторженными «охами» и сожалениями «это не про нас». К назначенному сроку все предсказания забываются, и непонятно, искать ли того сказочника, который обещал «бессмертие», или плюнуть и проверить в интернете, не помер ли он уже…
Книга Эггерса «Сфера» о достаточно обозримом будущем. В ней рассказывается о девушке – позавчера еще выпускнице какого-то американского колледжа, вчера – сотруднице муниципального заведения с перспективой минимальной страховки на лечение, а сегодня – начинающем адепте отдела «Чувств Клиента». Героиню приняли на работу в компанию «Сфера», где собрались самые лучшие представители рода человеческого – умные, продвинутые и доброжелательные. Не работа, а мечта!
«Сфера», компания с совершенно прозрачным названием, давно поглотила и переварила всевозможные гуглы и фейсбуки, добившись необыкновенного проникновения своих приложений в жизнь фанатичного американца. Не обычного, который хочет просто смотреть телевизор и медленно умирать от болезни, лечение от которой не покрывается его страховкой, а именно фанатичного, который хочет быть полностью «прозрачным».
«Тайна есть ложь; делишься – значит любишь; личное есть ворованное» - такие совершенно гениальные по смыслу и краткости девизы «Сфера» предлагает взять на вооружение всем жителям будущего техногенного рая. И многие соглашаются. Первые – политики. Они одевают на себя камеру и дают доступ к идущей с нее картинки всем желающим присоединиться к вуайеризму следующего поколения. Плата за такую лояльность – явное и тайное расположение могущественной корпорации. Следующие – обычные граждане. Им объясняют, что таким образом они смогут сократить количество правонарушений и помочь своим «сферодрузьям» хотя бы с помощью камеры побывать там, где довелось находится ее носителю («делишься – значит, любишь!»). За началом, пока еще несколькими первыми ласточками «прозрачности», видится добровольный поток поклонников душевных эксгибиционистов, за которым явно проступает контур цунами «обязательного ношения с целю недопущения». А несогласных ждет ад на земле или смерть (пока еще случайная, но показательная).
Стечение обстоятельств приводит к тому, что именно главная героиня кладет свою личную жизнь на алтарь будущего всеобщего счастья: начинает носить камеру, которая показывает и рассказывает все, что происходит в поле ее зрения круглые сутки (для сна и походов в туалет пока еще сделаны исключения).
Грандиозная картина прозрачного будущего с ключами от всех урн для голосования в руках коммерческой компании рисуется автором книги не так грандиозно, как того достойна открывающаяся перспектива. Его больше интересует личность главной героини, стремительно прошедшей путь от сотрудника службы поддержки до Данко следующего века, который вместо своего сердца поднимает над толпой камеру высокой четкости. Тотальная слежка больше не нужна – каждый следит сам за собой. Абсолютная паранойя, жертвами которой становятся все несогласные: от любовника бывшей муниципальной служащей, до ее родителей и лучшей подруги.
«Будущее сулило безграничные, беспредельные возможности. Счастья у людей будет ну прямо полные штаны!» - этой цитатой Джона Стейнбека из романа «К востоку от Эдема» Дэйв Эггерс открывает свою «Сферу». Но по-настоящему ее понимаешь только, прочитав последние две страницы произведения. И сразу становится жутковато от такого «счастья». И хочется отодвинуть будущее еще на пару лет вперед и спокойно дожить тебе положенное с уютным Facebook и понятным Google.