IGate узнал у бизнес-ангелов, инвесторов и самих предпринимателей, стоит ли запускать бизнес в сложное время – прямо сейчас.
Кризис в Украине уже стал перманентным состоянием. Война, инфляция, скачки доллара и неопределенность не самые благоприятные условия для жизни и бизнеса. Мало кто берется делать прогнозы, когда все это закончится, и ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Что при этом делать стартапам: ждать стабилизации ситуации или собственными усилиями выйти из подвешенного состояния и реализовать свой проект?
Андрей Колодюк, инвестор, основатель AVentures Capital:
«Нужно относится к любому кризису, как к возможности. На китайском языке у этих двух слов одно значение. Я считаю, что сейчас самое лучшее время запускать свой стартап, особенно в Украине. Именно сегодня многие начинают пробовать себя в чем-то новом, почему бы не взять с них пример и не начать осуществление своей мечты?
Не нужно относится к кризису как к преграде. Целые индустрии начинались именно благодаря кризису. Например, в Израиле война стала толчком для развития стартапов, особенно двойного назначения – для использования в военных целях и защите страны. Война мотивировала всех создавать стартапы, и в итоге вывела Израиль в лидеры.
Сегодняшние условия в Украине привели к осознанию того, что мы можем состояться как нация. Нам нужно перестать надеяться на Европу, Америку или еще на кого-либо. Украинцам нужно самим начинать действовать, создавать что-то свое. Раньше создание стартапа (особенно технологического) было прерогативой крупных компаний, а сегодня это может сделать каждый. Опыт показывает, что многие предприниматели начинали с идеи, не имея технологий, но благодаря привлечению внешних специалистов стартапы становились успешными. Кризис не повод сдерживать свои идеи, это повод их реализовывать и добиваться успеха».
Андрей Хорсев, бизнес-ангел:
«Люди, задающие себе вопрос, стоит ли запускать стартап в кризис, скорее всего никогда не занимались собственным бизнесом. Предприниматель, запуская нечто успешное, делает это на пределе собственных сил, находясь в глубоком личном кризисе, стрессе, отсутствии финансовых средств, поддержки со стороны близких и постоянной нехватки времени. Так что внешний экономический кризис скорее гармонирует с внутренним состоянием предпринимателя.
Кризис дает нам возможность получить рабочую силу по более доступным ценам. Мы можем более эффективно убеждать людей в целесообразности своей идеи, ведь они находятся в эмоционально расшатанном состоянии, зачастую у них нарушается критичность мышления.Для рационально мыслящего предпринимателя кризис – это резкое уничтожение старых и появление новых возможностей. Пережить это бизнесу в раннем возрасте, возможно, легче, ведь по большому счету терять нечего».
Александр Гудков, предприниматель, сооснователь проекта Topes:
«Запускать любой бизнес в кризис – это всегда опасно и непредсказуемо, но прятать голову в песок, пытаясь переждать трудные времена – не лучшая идея. Мы на своем примере показали, что запускать нужно, главное правильно его преподнести и продать. Люди готовы платить за то, что принесет им пользу, решит их проблемы».
Вадим Роговский: инвестор, исполнительный директор бизнес-инкубатора WannaBiz:
«Кризиc – болезненная перестройка, дающая новые возможности для роста, хоть и при более высоких рисках. Сейчас наблюдается повышенный интерес к венчурному инвестированию IT-отрасли, причем не только со стороны профильных субъектов индустрии. Недавно прошедший WannaBiz Investor Day показал, что есть потребность и желание инвесторов к объединению: горизонтальному (синдикатив) и вертикальному (цепочки инвесторов разных уровней). Также наблюдаем активный приток непрофильных инвесторов с «ангельскими» чеками. На этом фоне реальный стартап, нацеленный на быстрое масштабирование, имеет очень высокие шансы получить не только финансирование, а и всестороннюю поддержку как от бизнес-инкубаторов, так и от ассоциации бизнес-ангелов UAngel».