Недавно правительство Японии приняло на рассмотрение законопроект, облагающий налогом цифровые загрузки. Речь идет о контенте, который пользователи легально приобретают в цифровом виде. К примеру, покупка компьютерной игры в Steam или mp3-композиции на каком-либо музыкальном сервисе после принятия закона будет приравниваться ко ввозу данной продукции в страну. Если законопроект буде принят, то покупка контента через интернет не будет иметь экономического преимущества перед покупкой, к примеру, диска. Но Япония — не первая страна, которая планирует введение подобного налога.
Дорогой контент
Еще в 2007 году, половина штатов США ввела четырехпроцентный налог на цифровую продукцию, которая продается интернет. Это решение было принято для того, чтобы пополнить бюджет. В Евросоюзе с 1 января этого года также действует своеобразный налог на добавочную стоимость для цифровой продукции. Налог называется VAT (value-added tax). Каждый субъект, занимающийся продажей контента, большая компания или частный предприниматель, обязан зарегистрироваться в системе VAT, и вести собственный учет.
Данная система стала неприятной неожиданностью для многих европейских предпринимателей. Дело в том, что для каждой страны Евросоюза установлен отдельный размер налога – от 15% в Люксембурге до 27% в Венгрии. Ранее размер пошлины за конкретную сделку зависел от того, где находится продавец. Учитывая это, многие компании предпочитали регистрироваться на Кипре, Мальте или в том же Люксембурге. Но теперь все изменилось. Налог с каждой отдельной продажи определяется местом, откуда была совершена покупка. То есть, место регистрации компании уже не играет никакой роли. Если контент куплен пользователем с Мальты, продавец заплатит 18% налога. Если покупатель — швед, то размер пошлины составит 25%. Интересно также, что определять местоположение покупателя продавцы должны собственными средствами. А затем — в течение 10 лет хранить данные о сделке.
Вообще, Евросоюз славится достаточно большими налогами во многих сферах жизни. Интернет и цифровая продукция — не исключение. К примеру, именно в Евросоюзе в 2012 году возникла идея требовать деньги от американских компаний-гигантов. Ассоциация европейских телекоммуникационных провайдеров (ETNO) посчитала, что международный трафик таких компаний как Google, Facebook и Apple отнимает очень много ресурсов у инфраструктуры национальных операторов. И неплохо бы для развития сети привлечь средства вышеназванных компаний. То есть, если Facebook хочет работать в Европе, то должен за это платить. Инициатива провалилась, поскольку, по мнению экспертов, ставила под сомнение свободное и равномерное развитие интернета в целом.
Налоги на интернет, данные и носители
Некоторые страны пытаются получать деньги не только от продажи контента, но и от самого факта пользования интернетом. Так, осенью 2014 года в Венгрии правительство попыталось внедрить налоги на объем интернет-трафика. Венгерская общественность адекватно отреагировала на инициативу правительства, поэтому законопроект был поспешно отклонен.
Иногда государство пытается с помощью налогов бороться с пиратством. Хотя речь идет не столько о борьбе, сколько о компенсации ущерба правообладателям. Так, в 2009 году парламент острова Мэн обложил интернет пользователей ежемесячным налогом в 1 евро. Причина такого решения — активное использование файлообменных сетей. Примечательно, что собранные суммы перечисляются не в казну, а международным организациям, которые занимаются защитой авторских прав.
В 2001 году правительство Франции ввело налог на носители данных. Под удар попали все чистые компакт-диски и видеокассеты, которыми, теоретически, могли пользоваться потенциальные пираты. Как не трудно догадаться, инициатором такого налога стали «голодающие» правообладатели.
В Канаде в 2010 году рассматривалась возможность введения налога на mp3-плееры. В России примерно в то же время ввели налог на все, что позволяет копировать контент. Под удар попали пустые CD и DVD, жесткие диски, DVD-рекордеры и прочие устройства. Таким образом, все кто использует подобную технику, были автоматически зачислены в пираты. Но этого показалось мало, поэтому осенью 2014 года депутат-единоросс Никита Михалков изобрел новый способ отъема денег у населения. Теперь налогом облагался интернет-трафик. Мотив тот же — защита правообладателей. И хотя инициативу признали спорной даже сами подзащитные правообладатели, российская общественность не воспользовалась примером Венгрии и, увы, в горячую дискуссию с властями не вступила.
Можно по-разному оценивать полезность цифровых-налогов, но следует признать, что государства, так или иначе, не прекратят разнообразные попытки контролировать или ограничивать интернет. О независимом киберпространстве можно будет говорить лишь тогда, когда появятся независимые коммуникационные спутниковые сети. К счастью, сегодня проекты подобного рода уже существуют. К примеру, первым прототипом независимого от государств интернета может стать система OneWeb, которая должна заработать уже в ближайшие годы. Так что цифровое будущее не кажется слишком уж беспросветным.