IT-бизнесмен Роман Хмиль: «За следующие год-два я постараюсь сделать мини-революцию на наших дорогах» / Все новости / Главная

Роман Хмиль продал собственную компанию, возглавил GlobalLogic и ушел с должности операционного директора Ciklum, чтобы заняться общественной деятельностью. Многолетняя деятельность в IT позволила заработать достаточно денег, чтобы позволить себе работать на общественных началах. Хмиль создал образовательный проект BrainBasket и возглавил социальную инициативу по благоустройству дорог «Моя Дорога». Последней серьезно заинтересовался министр инфраструктуры и пригласил предпринимателя возглавить департамент автотранспорта. Как состоялся переход из IT-сферы в чиновничье кресло, чем пришлось пожертвовать, как развиваются другие проекты и из-за чего страдает IT в Украине, Хмиль рассказал в интервью IGate.

 

На вашем счету много успешных проектов – создание собственной компании GlobalLogic, затем руководство операционным бизнесом в Ciklum, теперь – общественная деятельность и госслужба. Что помогло достичь успеха?

Мой рецепт успеха – делать то, что нравится, следовать зову сердца. Это вдохновляет и дает все остальное: и деньги, и карьеру. Не нужно все время зацикливаться на том, как заработать побольше, или заполучить должность повыше. Если нравится то, что делаешь, остальное приложится. В конце концов самое главное – самореализация, а не статус и деньги.

 

Что стало причиной вашего ухода из Ciklum? Ходят слухи, что вас уволили.

Причиной стало мое желание в это сложное время внести свой вклад в реформирование страны. На самом, еще уходя из GlobalLogic, я планировал заняться общественной деятельностью, ведь я провел в ІТ индустрии более 15 лет, заработал денег и чувствовал, что должен вернуть что-то стране, которая дала мне бесплатное образование. Но выбрали Януковича (президентские выборы 2010 года – прим.ред.), и стало понятно, что это не лучшее время для общественной деятельности. Поэтому, когда в 2014-м случилась революция, я пришел к собственнику компании и попросил меня отпустить. Поначалу мы договорились, что я продолжу работать в Ciklum, параллельно занимаясь общественными проектами. Но, через несколько месяцев, стало понятно, что нужно выбирать что-то одно.

 

Вы уходили из Ciklum в никуда. Не было страха перед неизвестностью?

Работая в IТ, я заработал достаточно денег, поэтому могу позволить себе заниматься тем, чем хочу. Как предприниматель, я привык рисковать. Только выйдя из зоны комфорта можно покорить новую вершину, на которой ты еще не бывал.

 

Как возникла идея заняться общественными IT-проектами?

Я занялся двумя проектами: BrainBasket и «Моя Дорога». Идея BrainBasket, образовательного проекта для айтишников, возникла потому, что я сам получил хорошее образование бесплатно и хотелось дать возможность получить такое-же образование новому поколению. К сожалению, крупные аутсорсеры, на поддержку которых мы рассчитывали на старте, отнеслись к этой инициативе без энтузиазма. Первая пятерка крупных компаний уже имеет собственные тренинг-центры, каждый их которых готовит 300-500 человек в год. В то же время, маленькие и средние компании отнеслись к проекту с большим интересом. Уже есть более 30 партнеров, которые поддерживают эту инициативу. Качественное IТ-образование – это дорогое удовольствие, нужно привлечь миллионы долларов. Это непросто. К примеру, мы подали заявки на ряд зарубежных грантов, но процессинг по ним занимает от года до полутора. Соответственно, масштабных инициатив пока нет, но есть локальные, такие, как: портал Open-IT, который рассказывает о том, как стать программистом и что для этого нужно; социальный проект Coding for Future для беженцев из зоны АТО; а также сетевая академия Brain Academy.

Дорогами же я интересуюсь очень давно, они стали моей страстью после того, как я прожил четыре года в США. Там я изучил историю дорожной индустрии и начал думать над тем, как сделать такие же дороги в Украине. Но, вернувшись на родину, долгое время не понимал, как к этой проблеме подступиться, с чего начать. Я думал, что никак не могу повлиять на то, как работает Укравтодор. События в стране показали всем нам, что невозможное возможно, и подтолкнули меня к тому, чтобы создать общественное движение, с целью объединения усилий автолюбителей и повышения социального запроса на качественные дороги. Так и появилась общественная организация «Моя Дорога».

 

Каким из проектов продолжите заниматься после того, как перешли в Министерство?

Я начал постепенно уходить из BrainBasket в феврале, а с начала марта уже полностью работаю в Министерстве инфраструктуры на общественных началах. При этом продолжаю поддерживать проект BrainBasket, чем могу, поскольку считаю, что он стратегически важен для страны. Времени же на два проекта у меня, к сожалению, нет. Пока проект «Моя Дорога» был общественным, времени хватало. Когда же меня позвали в Министерство, я стал заниматься дорогами по 10 часов в день, включая выходные.

 

Когда вы начинали BrainBasket, планировали провести революцию в системе образования. Получится ли это без вас?

Успех BrainBasket будет зависеть от того, сможет ли он привлечь финансирование. По этому поводу есть разные мнения. Часть совета директоров считает, что проект может быть волонтерским и при этом стать достаточно масштабным. Я же считаю, что нужно искать деньги и на волонтерах далеко не уедешь. При чем, речь идет о десятках миллионов долларов, если мы действительно хотим подготовить 100 тыс. программистов, как задумали. Поэтому, я сейчас помогаю искать такие деньги для проекта.

 

Многие критиковали идею по обучению айтишников в техникумах, считая, что это нивелирует их ценность как профи в будущем. Что думаете по этому поводу?

Первый вариант – готовить 10 тыс. специалистов в год в айтишных вузах, которые будут крутые, и при этом еще 10-20 тыс. готовить в техникумах, на протяжении года-двух. Второй вариант – готовить только 10 тыс. в вузах. Какой вариант лучше? Я считаю, нужно делать и то, и то. Спрос на мировом рынке огромный. У нас сейчас выпускается 10 тыс. специалистов в год, и их разбирают на аутсорс. Если бы мы производили 20-30 тыс. программистов в год, им бы тоже нашлась работа.

Мой опыт учебы подсказывает, что нужна практика. Два года отучился – пошел работать. Понял, куда развиваться дальше – пошел доучиваться в вуз. Проучился год-два – опять работаешь. На Западе все переходят на смешанную систему образования, когда люди и учатся, и работают одновременно, так называемое дуальное образование. Я бы не называл это техникумом, скорее новый подход к организации учебного процесса.

 

Как вы стали советником в Министерстве инфраструктуры Украины?

Проектом «Моя Дорога» я начал заниматься в начале 2014 года, при этом долгое время на нас никто не обращал внимания. А в конце года Андрей Пивоварский стал министром инфраструктуры, и где-то в январе 2015-го позвонил мне, сказал, что видел наш сайт, идеи, и пригласил поговорить. Дороги – зона ответственности министерства. Мы встретились, около месяца я ходил с презентациями, рассказывал о нашем видении реформирования отрасли. После чего он предложил брать и реализовывать наши идеи своими руками. Команда, которая там собралась, очень близка мне по духу, ценностям, видению будущего страны, так что я сразу же согласился.

 

Какие задачи стоят перед вами? Как будете оценивать свои достижения?

В зону моей ответственности попадают и дороги, и автотранспорт. В первом случае наша задача на ближайшее время – внедрить независимую систему контроля качества. Мы должны добиться того, чтобы те небольшие деньги, которые выделяются на дороги, тратились эффективно, и мы получали результат. Второе – нужно обеспечить весовой контроль грузовиков, чтобы защитить наши дороги от грузового транспорта, который сейчас нередко ездит с перегрузом в два-три раза. По сути, это IТ проект – внедрить систему контроля веса автомобиля в движении и автоматическую систему штрафов, которая бы исключила общение водителя с инспектором. Такие системы уже есть за рубежом. Автомобиль проезжает, взвешивается, данные передаются на центральный сервер, и, если нарушены грузовые нормативы, перевозчик сразу штрафуется. Если перевес существенный, транспортное средство ловят инспекторы либо ГАИ и ставят на штраф-площадку. Третье – нужно обеспечить постоянное целевое финансирование. Сейчас все автомобилисты, покупая бензин, платят акциз. Это достаточно большие деньги, 35 млрд грн. в год, но на дороги выделяется всего 20%-30% от этой суммы из-за их нецелевого расходования. Мы будем продвигать в этом году законопроект о создании государственного и территориальных дорожных фондов, куда должен попадать этот акциз и уже из этих фондов деньги будут тратиться исключительно на дороги.

Еще одна ключевая задача – реформировать Укравтодор. Сейчас он выполняет большинство работ и является монополистом: он сам себе заказчик, сам исполнитель и контролер. Мы должны разделить эти функции. Также мы считаем, что его необходимо децентрализовать, передать Облавтодоры и финансирование на местах. Таким образом, большая часть местных дорог сможет строиться, ремонтироваться и обслуживаться местными органами власти, что будет более эффективно, чем делать это из центра.

Государственные дороги, за которые продолжит отвечать Укравтодор, составят 30-50 тыс. км. Эти дороги мы должны за ближайшие 10 лет отремонтировать, силами частных компаний, создав конкурентный рынок строительства и обслуживания. При этом, за Укравтодором нужно оставить только функции «службы заказчика», то есть проведение тендеров и контроль за расходованием бюджетных средств.

Автолюбители же будут оценивать наши достижения просто - километрами современных и качественных дорог.

 

Вы уже успели столкнуться с бюрократическими препятствиями в работе?

Я столкнулся с бумажным документооборотом, миллионом различных писем от граждан и организаций. Это страшный объем, которого я, конечно, не видел в бизнесе. Самое главное, что 80% - это бесполезные письма. Сейчас министерство внедряет электронный документооборот.

Второе, чем я буду бороться в своем департаменте – это пересматривать функционал сотрудников и автоматизировать ответы на тонны входящей корреспонденции.

 

Как обстоит ситуация с ассоциацией украинских продуктовых компаний UAID?

Развивается, собирается выходить на пресс-конференцию презентовать свою стратегию на ближайшее время, наращивает количество членов и нарабатывает законопроекты, которые нужно продвигать. Эта ассоциация содействует развитию инноваций в разных сегментах: и энергоэффективность, и IT-технологии, и биотехнологии и т.д. Ее задача – создать экосистему в Украине, которая бы стимулировала появление стартапов, инновационных компаний и R&D-центров, как украинских, так и крупных международных компаний, как Apple, Google, Intel, Microsoft, Oracle и т.д.

 

Какие главные проблемы украинского IT-аутсорсинга? И кто может их решить?

Для этого рынка крайне важно создать прозрачный и разумный механизм налогообложения зарплатного фонда. Сейчас налоговые ставки высокие, альтернативная модель работы – частный предприниматель. Но для западных компаний она не подходит. Они не приходят в Украину, рынок не растет, технологии развиваются медленно. Поэтому один из законопроектов, который я долгое время лоббировал – создание специального налогового режима, который бы стимулировал развитие сектора и ведущих игроков. Второе – это образование. Компании, которые все время развиваются, постоянно испытывают кадровый голод. В следующие пять лет в мире будет создано 5 млн вакансий в IT, которые выйдут на аутсорсинг, и их могла бы «заполучить» Украина. А, как я говорил, на сегодня наша страна готовит всего 10 тыс. программистов в год и то плохо. То есть, в целом существует две проблемы – бизнес и инвестиционный климат в стране. А дополнительная проблема для аутсорсинга – это налоги на зарплатный фонд. И как только мы решим эти проблемы, то сразу упираемся в дефицит кадров.

 

Прошлый год был сложным и для аутсорсеров. Какие результаты на рынке аутсорсинга были в прошлом году и какой прогноз на 2015-й?

До этого рынок рос на 30-40% в год, в прошлом году по разным оценкам вырос на 10-15%. То есть, темпы роста упали в два раза. В 2015 году, думаю, ситуация улучшится, и темпы роста будут на уровне 20%. А в 2016 году вернется к 30-40%, как и раньше.

 

В условиях благоприятного климата в Украине каких результатов можно ожидать?

100% роста в год. Это уже продемонстрировала соседняя Беларусь, в которой пять лет назад был принят закон о технопарке и налоговом режиме. С тех пор они каждый год растут, как на дрожжах.

 

Что вы запланировали для себя на этот год?

Поскольку работа чиновника ненормированная, то я буду считать достижением, если схожу два раза в отпуск, как планировал. Айтишная жизнь была намного проще в этом плане. Многое из запланированного я отложил, так как понимаю, что возможность уникальная и, работая в министерстве, можно многое сделать. За следующие год-два я постараюсь сделать мини-революцию на наших дорогах. Это давно было моей мечтой, так что сделаю все от меня зависящее для того, чтобы у нас появились крутые высокотехнологичные дороги!

Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: