Недавно агентство DARPA озаботилось нечеткостью GPS-сигнала. Сегодня, когда навигатор встроен практически в каждый смартфон, многим знакома ситуация, когда гаджет не может определить положение спутников или определяет его с ошибками. В походе или автомобильном путешествии потеря GPS-сигнала может стать настоящей проблемой. Что уж говорить о военных нуждах, где точное позиционирование является вопросом жизни и смерти. Специалисты DARPA решили исправить ситуацию. По их мнению, для точного обнаружения своего местоположения в пространстве уже не обязательно поддерживать беспрерывную связь со спутниками. Сенсоры, существующие на данный момент, позволяют электронным устройствам чувствовать направление и скорость движения вообще без привязки к каким-либо координатам. К примеру, те же новые iPhone очень точно улавливают любое перемещение. Так что, если гаджет теряет сигнал спутника, по замыслу DARPA, далее он должен определять местоположение на местности уже самостоятельно, по исходной точке и траектории движения. Вдобавок к этому, система, названная ASPN (All Source Positioning and Navigation), получит возможность находит местоположение, улавливая случайные радиоволны и электромагнитные всплески. Разработчики обещают, что точность такой навигации будет беспрецедентной, а энергопотребление — более низким, чем у привычного GPS-приемника. Скорее всего, сразу после запуска ASPN на рынке не появится, а достанется военным. Впрочем, система GPS в прошлом также не была предназначена для гражданского использования.
Пристальное внимание DARPA уделяет транспортным средствам и дронам. Пожалуй, одним из самых необычных проектов в этом направлении можно считать фантастическую амфибию. Мир давно мечтает о летающей субмарине, хотя сами американцы предпочитают использовать термин «подводный самолет», subplane. Речь идет о беспилотном или пилотируемом транспортном средстве, которое может летать, как истребитель, но, при необходимости, легко уйдет под воду. Такие амфибии могли бы базироваться на подводных базах или использовать в качестве авианосцев большие подводные лодки. До сих пор подобную технику можно было видеть лишь в фантастике. В сороковых годах Советский Союз вел подобную разработку, но на тот момент не нашлось материала, который был бы одновременно достаточно прочным для погружения и легким для взлета. Концепт subplane от DARPA был представлен в 2008 году. Интересно, что заявлен он был не как военная разработка, а как средство для исследования мирового океана.
Впрочем, многие проекты DARPA могут с успехом применяться как для войны, так и для мира. Ярким тому примером является программа «Феникс». Речь идет об орбитальном роботе, который ловит старые спутники и космический мусор. Поймав спутник, «Феникс» разбирает его, либо, при необходимости, ремонтирует или собирает из него нечто новое. С одной стороны, эта программа, действительно, может стать отличным решением проблемы космического мусора, которым усеяна орбита нашей планеты. С другой стороны, тот же «Феникс» может ловить и перенастраивать и вполне рабочие спутники, если задать ему такую цель. Испытания орбитальных роботов намечены уже на 2016 год.
Помимо разнообразной робототехники, DARPA также интересуется искусственным интеллектом. Большое внимание уделяется системам взаимодействия человека и компьютера. С недавних пор агентство работает над очень интересным проектом – программой Communicating with Computers (CwC). Ее цель — обучить компьютеры не только оперировать той или иной информацией, но и привить им человеческую манеру общения и мысли. Благодаря системе CwC машины смогут буквально «думать» как люди. То есть, компьютер сможет следить за ходом мысли собеседника, улавливая контексты и понимая смысл сказанного. Таким образом, если человек произнесет предложение, машина проанализирует сказанное и предложит свое логичное продолжение. Как только человек и компьютер смогут вдвоем составить связный рассказ на вольную тему, программу CwC можно будет считать доведенной до совершенства. Правда, разработка пока находится на очень ранней стадии, так что об испытаниях речь не идет.