Джиджи Ван приехала в Украину, чтобы помочь Excel Fortis создать в Киеве университет нового поколения – AUUA. Идеологи проекта обещают, что Американский университет в Украине станет первым и единственным учебным заведением, где будущие политики, бизнесмены, инженеры и общественные деятели смогут учиться по стандартам Штатов. Член совета директоров Stanford Venture Lab рассказала IGate об инновациях, стартапах и инвестиционных ошибках.
Что для вас означает термин «инновация»?
Это нечто новое и кардинально лучшее, чем то, что есть на рынке. Нечто, что удовлетворяет специфическую потребность рынка и формирует новую категорию потребителей. Яркий пример инноваций для меня – это iPad. Это устройство было сконструировано Стивом Джобсом специально для тех, кто не слишком разбирается в компьютерной технике. Он создал простой гаджет, который обеспечил доступом в интернет целые группы людей. Начиная от пенсионеров, заканчивая «технологическими иммигрантами» - теми, кто вырос без компьютера. iPad открыл им доступ к общению с близкими, развлечениям, электронной коммерции. Это устройство – настоящая инновация, поскольку оно создано для удовлетворения огромной потребности рынка, но при этом простое и доступное для широкого круга потребителей.
Как создаются инновации?
Инноваторы должны, в первую очередь, определить свою целевую аудиторию и изучить ее потребности. Есть разные категории клиентов. Первые – пользователи. Вторые – покупатели. Третьи – партнеры. К примеру, вы создаете программное обеспечение для автоматизации производственных линий. Но пользователь – рабочий на заводе, а покупатель – технический или даже генеральный директор компании. Настоящей инновацией будет ПО, которое будет одновременно идеально соответствовать нуждам пользователя и понравится покупателю. Если не соблюсти это условие, то бизнес просто не «выстрелит».
В чем тогда разница между предпринимателем и инноватором?
Инноватор – это тот, кто находит решение проблемы. А предприниматель берет это решение (инновацию) и превращает его в успешный бизнес. Любой стартап начинается с создания ответа на запрос рынка, изучения потребностей клиента и создания продукта. Но дальше идет новая стадия – зарабатывание денег. К примеру, Facebook был инновацией, которая помогала людям общаться и находить единомышленников. Но пока Марк Цукерберг не начал продавать в соцсети рекламу, она не была бизнесом. В конце концов, ни один бизнес не может считаться успешным, если не приносит прибыль.
Что должно сделать государство, чтобы создать идеальную среду для инноваций?
Не думаю, что где-то в мире есть идеальные экосистемы. Но мне кажется, что нужно создавать среду, где будет место экспериментам, где будут совместные проекты, где люди смогут творить и не будут бояться ошибиться. Ведь ошибки ведут к знаниям. Нужно также давать возможности молодым ребятам реализовать себя – они принесут новые ценности и свежий взгляд на проблемы. В мире есть несколько известных систем, где есть подобные условия – Дания, Штаты, Китай, Япония. Но все они очень разные и зависят от культуры и традиций стран. Сомневаюсь, что тот же японец смог бы полноценно влиться и раскрыть свой потенциал в полной мере в Скандинавии.
Кстати, о китайских технологиях. Недавно правительство Поднебесной заявило о новых инвестициях в интернет-инфраструктуру, чтобы перейти от производственной к сервисной экономике. Это конкртный шаг для стимулирования инноваций. Какие еще шаги есть?
Создание института лидерства. Если вливать деньги только в технологии, некому будет руководить командами. Поэтому нужно вкладывать в образование, инфраструктуру и культуру лидерства.
Слова «стартап» и «стартапер» в Украине стали почти ругательными из-за большого количества людей, которые не слишком аккуратно обращаются с деньгами.
Погодите, но и в Силиконовой долине аналогичная ситуация. Мои знаковые инвесторы говорят, что они смотрят тысячу проектов, а вкладывают только в два. Вам тоже нужно сначала набрать количество, чтобы потом оно стало качеством. Просто в США венчурные капиталисты более опытные и уже набили много шишек со стартапами. К примеру, был проект Boo.com, который потратил все инвестиции на красивые офисы и машины и провалился. Был стартап в сфере зеленых технологий, которым руководил не слишком умелый менеджер – они потратили впустую $500 млн.
Когда вы инвестируете в стартап, какой ваш основной критерий?
Менеджмент, идея, способная перевернуть мир и очень хорошее знакомство с проектом. Я никогда не вкладываю средства в стартапы, с которыми знакома недостаточно хорошо. Обычно это занимает 6-12 месяцев. Недавно я вложила средства в голландский проект, которые занимается записью видео на молекулярном уровне. К ним я присматривалась около двух лет. Основатели – настоящие трудяги, сосредоточенные на своем проекте. И при этом, хорошие бизнесмены.
Какими качествами должен обладать инвестор, чтобы стать успешным?
Он должен понимать, каких усилий стоит создание действительно ценного предложения. Хорошо разбираться в людях и иметь развитую интуицию. А еще, отличать «болтунов» от тех, кто действительно способен что-то делать.
Вы когда-либо совершали инвестиционные ошибки?
Конечно! Без этого никуда. Я, вместе с моими знакомыми бизнесменами из Гонконга вложила в проект Traditional China Medicine, который адаптировал восточную медицину для западных запросов. Как-то так произошло, что все деньги испарились. А еще один раз, я инвестировала в проект, где был очень хороший технический директор. Но я наткнулась не на человека действия, а на «болтуна».
В какие сферы лучше всего инвестировать сейчас?
Сейчас так много проектов, что стартаперы озабочены тем, как выделится из толпы. Самый востребованный сектор – обработка данных в медицине, страховании и еще ряде других сфер.