Александр Краковецкий: Украинские IТ-компании не хотят работать с локальным бизнесом / Все новости / Главная

Колонка Александра Краковецкого, СЕО компании DevRain Solutions:

За последнее время меня несколько раз сспрашивали, что я думаю о местном рынке IТ-услуг, в частности, в области разработки мобильных приложений. Я политкорретно отвечаю, что рынок растет, все с оптимизмом смотрят на 3G и все будет хорошо… но когда-то. Нужно признать очевидное: абсолютное большинство IТ-компаний не готовы работать с отечественными заказчиками. Я знаю почему.

краковецкийНедостаточное проникновение технологий

В стране, где в столичном в городском транспорте билет нужно компостировать, а 3G тарифицируется по 50 МБ, сложно ожидать массового проникновения технологий в бизнес-среду. В то время как на зарубежных бизнес-конференциях демонстрируют 5G, технологии «умного города», аппараты для полета в космос, электромобили и IoT-решения, в Украине всё еще продолжают спорить, нужен ли «адаптивный» сайт или лучше сделать мобильное приложение.

Крупные компании не являются адекватными заказчиками

Многие российские IТ-компании успешно зарабатывают миллионы долларов в год, не имея англоязычной версии своего сайта. Это объясняется тем, что крупный бизнес – авиаперевозчики, телеком, банки, ритейл являются драйверами инноваций и тратят адекватные (часто – большие) деньги на IТ-сервисы и мобильные приложения.

У нас ситуация диаметрально противоположная – крупный бизнес выделяет смешные бюджеты на IТ-услуги (если вообще выделяет), а главный «инноватор» страны – «Приватбанк» все свои сервисы и приложения делает у себя локально.  Поэтому приложений либо нет, либо они выглядят ужасно, либо отсутствуют версии для всех популярных в Украине мобильных операционных систем.

Непрофессионализм заказчиков

Зарплаты менеджеров в IТ-секторе и других секторах отличаются на порядок, а процессы не оптимальные, а часто «совковые». Локальные заказчики нередко абсолютно не компетентны в IТ, что приводит к массе проблем:

  • нет возможности получить нормальное ТЗ, либо наоборот, ТЗ составляет сотни страниц для небольших проектов;
  • практически всегда нужен так называемый «переводчик» – некий менеджер на стороне исполнителя, который будет переводить желания заказчика на технический язык, что еще больше увеличивает стоимость разработки проекта;
  • в 99% случаев ТЗ будет видоизменяться, будут появляться неожиданные запросы в самый неподходящий момент;
  • технические решение исполнителей часто ставятся под сомнения, что приводит к ситуации, когда проект делается «на отвали»;
  • очень часто сроки проектов абсолютно не реальные и привязаны не к здравому смыслу, а, например, дню рождения босса.

Также часто локальные компании обращаются к нормальным компаниям только тогда, когда «дешевый» исполнитель пропустил все сроки сдачи или не смог выдать качественный продукт (что не удивительно). Заказчики искренне удивляются, когда им вежливо отказывают. А еще, очень любят проводить тендеры. Мне приходилось сталкиваться с совершенно «упоротыми» требованиями: корда просили приехать в другой город для «подтверджения компетенции». Это в то время, когда многие компании работают вообще без офисов, сидя в разных точках мира. А другая компания потребовала оценить стоимость работ и сроки, но пообещала предоставить техническое задание только после того, как «вы предоставите свою оценку».

Бизнес никогда не интересовался IТ, не поддерживал инициативы, не помогал создавать или поддерживать технические сообщества. Вы вряд ли видели «Киевстар» или «Приватбанк» в списке спонсоров IТ-конференций, вы вряд ли увидите топ менеджера Пумба или МТС, участвующего в регулярных встречах в «Часописе».

Вот уже 3 года я провожу встречи AppClub, чтобы ознакомить представителей бизнеса с технологиями, успешными кейсами, а айтишников – отучить зацикливаться на технологиях, а сконцентрироваться на продуктах. Для локальных компаний у нас действует скидка, а на различных конференциях получить совет, оценку или ответ на вопрос можно прямо после доклада в кулуарах. При этом, я раза 3-4 предлагал наши услуги по разработке отечественным компаніям бесплатно, просто потому, что компания или инициатива была мне интересной. Самое интересное то, что во всех случаях я получал отказ J

Я не верю в полный застой на локальном рынке, но игрокам все таки нужно немного поменять свое отношение к IТ.

Тэги:   Бизнес

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: