Что, если через 50 лет модель дохода автомобильной индустрии ожидает значительный сдвиг от приобретения к использованию по подписке?
Вот список из пяти пунктов, которые определенно будут влиять на потребительскую модель автомобильной индустрии уже в ближайшем будущем.
1. Широта возможностей
Будучи владельцем, можно сделать со своим имуществом больше, чем в случае аренды или подписки. Если купить песню, то можно микшировать ее, мешать с другими песнями, копировать и конвертировать, получая на выходе любой продукт по своему желанию. Если владеть автомобилем, можно добавить сабвуферы и нашлепать стикеры Megadeth на бампер, или оставлять на ночь зарядное утройство в салоне.
Тем не менее, по мере сужения пропасти между сферами автовладения и машины-как-услуги, это уравнение сдвигается и машина-как-услуга становится более привлекательной. Если звуковая система будет идеальна, а зарядка - в подарок, то многих можно будет убедить, что без наклеек на бампере можно обойтись. Аналогично, с развитием музыкального рынка, есть возможность создавать собственные миксы и мэшапы, пользуясь их услугами по подписке, и считая, что в покупке права владения все меньше и меньше необходимости.
2. Частота апгрейдов
Процент взятых в аренду автомобилей вырос за последние несколько лет, на что, отчасти, повлиял рост в сегменте потребителей, которые хотят только самые последние актуальные модели и новейшие технологии.
Мы наблюдаем эту эволюцию также в SaaS (software as a service - программное обеспечение-как-услуга), где компании переносят инвестиции с потерявших свою ценность покупок оборудования и ПО на подписные гибкие модели, позволяющие клиентам воспользоваться преимуществами новейших достижений в технологиях.
3. Ответственность за сохранность
Другая важная сторона , способная повлиять на выбор между владением и подпиской – это гарантия качества и уход – огромная и болезненная проблема потребителя.
В настоящий момент аренда предполагает определенное количество миль. Но мы знаем, что не все мили одинаковы. Такие факторы, как поверхность дороги, температура, погода, продолжительность поездки, окружающая среда, манера вождения и перевозимый груз – все это через какое-то время влияет на качество функционирования автомобиля. Производители уже работают над созданием модели с лучшими показателями, чтобы гарантировать более продолжительную службу, так называемые «часы службы», после чего можно заменить автомобиль другим еще до того, как придется сдавать его механикам на ремонт.
Следующий прорыв произойдет, когда можно будет арендовать несколько автомобилей на определенный срок времени. Зачем постоянно платить за ремонт, горючее и все остальное для дорогого внедорожника, если он нужен только, чтобы ездить в горы 24 выходных дня за все лето и 10 дней зимой? Может, клиент еще и получит скидку за простой в определенные дни, помогая провайдеру CaaS прогнозировать спрос?
«Процент взятых в аренду автомобилей вырос за последние несколько лет. На это повлиял рост в сегменте потребителей, которые хотят только самые последние актуальные модели и новейшие технологии».
4. Проценты вперед
Конечно, и сейчас можно брать авто в аренду, но экономика не всегда поддерживает это. Например, есть много рассуждений о снижении доходов для машиностроителей при условии использования CaaS, поскольку желание приобрести автомобиль станет убывать с ростом его доступности. Тем не менее, если мы рассмотрим сферу аренды одежды и аксессуаров (к примеру, Rocksbox, Rent the Runway), доходы от подписки и арендной платы авансом становятся предпочтительнеее доходов от продажи. Почему?
Во-первых, как на фуршетах, многие люди не съедают все, что они в состоянии съесть. Если подписка позволяет менять три элемента гардероба так часто, как хочется, многие люди все равно держат одну или две вещи по несколько месяцев, хоть и продолжают платить. Это во многом похоже на ситуацию, когда, например, автомобиль стоит на дорожке целые дни напролет, пока водитель разглагольствует о поездке. Он планирует наведаться на побережье, и планы все никак не осуществятся. Однажды он все же отправится. Возможно. Но пока, он платит месячную аренду, чтобы иметь возможность поехать в любой момент.
5. Повсеместный сервис
В иделае, нужна служба, где можно было бы иметь доступ к авто за фиксированную месячную плату, доплачивая за мили, выбор типа автомобиля, продолжительность использования и т.д.
Уже сейчас есть нечто подобное, например, Zipcar. Но такие компании аренды автомобилей подходят для коротких поездок и краткосрочного использования авто в городских районах. Если нужно устроить поездку в один конец или, например, автомобиль нужен более, чем на семь дней, может начаться «паника о расстоянии поездки», как у водителей электромобилей, но только беспокойство будет уже не по поводу заряда батареи, а о том, выйдет ли получить доступ к тому автомобилю, который нужен и в конкретное время.
SaaS-компании заключают соглашения об уровне обслуживания (service level agreement - SLA), которое гарантирует определенное количество доступных услуг, отсутствие задержки, время отклика для решения вопросов и т.д. Это требует изменений в мышлении: от продажи отдельных автомобилей - до «опыта» использования автомобиля как такового.
Чтобы востребованность CaaS росла, концепция обслуживания автомобиля должна охватывать все - от починки неисправных деталей до повсеместного обслуживания.
Что дальше?
В течение следующих нескольких лет производители автомобилей должны извлечь выгоду из своих данных и аналитики, транспортной экосистемы и, можно сказать, собственного творчества по всем пяти перечисленным пунктам, чтобы увеличить ценность для потребителя и адаптироваться к их постоянно изменяющимся потребностям. Доступность данных и нормативные ограничения тут - существенные, но не непреодолимые проблемы. Все эти данные, полученные от автомобилей, будут управлять вышеуказанными факторами и контролировать судьбу отрасли (ее победителей и проигравших) и то, каким мы будем видеть движение.
По материалам techcrunch.com