Нет другой технологической компании, которая бы так замечательно проявляла себя сразу во всех областях – от развития продукта и управления бизнесом до связей с общественностью.
Пользователи подсели. Facebook насчитывает более 968 млн активных ежедневных пользователей. Чтобы легче было представить, почти миллиард людей – каждый седьмой на планете Земля – заглядывает на Facebook каждый день. И эти пользователи не просто вводят пару поисковых запросов, они проводят на сайте более 45 минут в день.
Каждый день присоединяются новые пользователи. Месячные показатели количества активных пользователей Facebook выросли на 13%, по сравнению с прошлым годом. Процент небольшой, но от огромной цифры – 1,49 млрд людей. Другими словами, Facebook привлек 173 млн новых посетителей с прошлого года. Это больше, чем население Германии и Великобритании вместе взятых.
Предполагается, что ежедневное посещение Facebook станет еще интенсивнее. Генеральный директор Марк Цукерберг охарактеризовал финансируемый Facebook сайт Internet.org как способ сделать возможным доступ в интернет еще для миллиарда людей, тех, у кого сегодня такая возможность отсутствует. Но это не просто благотворительность. Чем больше людей в сети, тем больше пользователей может быть у Facebook. Вот как 1, 49 млрд превратятся в 3 млрд. Или 5 млрд. А для этого компания занята созданием по-настоящему выдающихся технологий – например, самолета, излучающего интернет, или коммуникационных лазеров.
С момента IPO, компании удалось невероятным образом увеличить доходы.
Когда Facebook выпустил акции в 2012 году, инвесторы могли проследить ее деятельность за предыдущие несколько лет и сделать вывод о быстро развивающейся компании. Тогда у Facebook не было мобильной рекламы – но она вскоре запустилась. С тех пор традиционные направления развития соцсети шли ровно, а реклама на мобильных устройства резко росла. Весь рост доходов Facebook с момента IPO происходил в области, которой просто не существовало до этого.
Управление бизнесом
У Facebook есть многочисленные потенциальные источники дохода, ждущие своей очереди. Facebook только что начал продавать самообслуживающую целевую рекламу в Instagram. Аналитики предсказывают, что через пару лет это будет бизнес на миллиарды долларов.
Facebook еще даже не начал монетизировать такие продукты как Messenger и WhatsApp, которыми пользуются в общей сложности более миллиарда людей. Но Марк Цукерберг уже недвусмысленно намекнул на такую возможность. В общих чертах, компания собирается повторить тот же процесс, что и с NewsFeed – использовать Messenger как дополнительный канал коммуникации между брендами и пользователями. А затем, собирать плату за возможность контактировать с клиентом. Еще есть поиск. И Facebook for Work. И Oculus. Не все эти продукты добьются успеха у пользователей или обернутся огромной прибылью. Но некоторые, несомненно, смогут.
Стратегия приобретений гениальна. Взять хотя бы подростка, который думает, что Facebook это скучно и для пожилых людей. Он, вероятно, пользуется Instagram, как 300 млн других людей. Или, может быть, WhatsApp, как 800 миллионов других людей. Facebook владеет обоими сервисами и у него есть Messenger с аудиторией в 700 млн человек.
Все это потихоньку поднимает на новый уровень рынок на $140 млрд. Facebook затрудняет положение таких многолетних гигантов компьютерной инфраструктуры, как, например, Cisco, беря их проекты, созданные для собственных центров обработки данных и выпуская их под лицензией с открытым исходным кодом. Теперь, ряд стартапов принимают эти проекты и начинают строить бизнес на их основе.
Дни неловких PR-промахов прошли. Помните катастрофическую потную презентацию Цукерберга на сцене диджитал коференции в 2010-м году?
Контраст по сравнению с его спокойным поведением на последних конференциях, или безупречным способом объявления о беременности жены и о прошлых выкидышах на этой неделе. Парень прошел путь от восприятия в роли супербогатого плохо воспитанного ребенка, которому нет дела до приватности, до всеми любимого гения. А если уж говорить о приватности, то когда последний раз люди выходили с оружием наперевес против политики конфиденциальности Facebook?
Кто там еще?
Apple?
iPhone произвел большую революцию в технологиях, чем любой продукт со времен ПК, и ему уже восемь лет. У Apple с тех пор не было настолько большого хитового продукта – продажи iPad снижаются, Apple Watch плохо продаются, а Apple Music, похоже, становится худшим продуктом после Apple Maps.
Google?
Google крупнее, чем Facebook по многим показателям – пользователи, доходы от рекламы, прибыли. Но Facebook идет вверх быстро в тех областях, где Google по идее должен преобладать. Например, мобильные устройства и видео. Google, конечно, никуда не уходит, но если ни один из фантастических проектов Ларри Пейджа не начнет окупаться в ближайшее время, Google уже не будет править IT-индустрией, как это было в последнее десятилетие.
Microsoft? Триумфальные возвращения – это, конечно, весело, но они играют в защите уже в течение многих лет.
Amazon, вероятно, ближе всего – много пользователей, безупречно управляемый бизнес, и, как минимум, два основных направления бизнеса (электронная коммерция и облачный сервис Amazon Web Services, который приносит $7 млрд в год).
Но у Amazon было 10 лет форы, чтобы достичь подобного уровня и он все равно не собрал столько пользователей, сколько Facebook.
У каждого поколения технологий есть свой герой. Нынешняя эпоха стартовала в 2009 году, и это было началом долгого бума. Facebook выиграл это поколение. Марк Цукерберг, исполнительный директор Шерил Сандберг, и остальные люди могут сделать глубокий вдох и наслаждаться своим успехом. Но не слишком долго. Одна вещь, на которую всегда можно рассчитывать в IT – у здешних королей короткий срок правления.
По материалам Business Insider.