Снять жилье в любой точке мира на Airbnb, найти попутчика на Blablacar или бесплатно остановиться у нового знакомого при помощи социальной сети Couchsurfing – этим уже никого не удивишь. Модель sharing economy уверенно захватывает огромную аудиторию. Молодежь с удовольствием обменивается вещами – дети 1990-х и нулевых привыкли к такому формату. Современные технологии и интернет «настроили» их на определенную волну.
Люди научились извлекать выгоду из аренды личного транспорта, жилья, инструментов и бытовой техники. Совместное использование открывает совершенно новый формат бизнес-отношений. Во-первых, это дополнительный источник для каждого, у кого есть чем поделиться. Сдавайте комнату, автомобиль или аппаратуру – и вы можете безбедно существовать (даже на работу не нужно ходить). Во-вторых, не обязательно платить налоги – вы ведь просто делитесь.
Sharing economy: как все начиналось
В 2008 году два молодых парня из Сан-Франциско Джо Геббиа и Брайан Чески решили подзаработать немного денег, сдавая туристам место для ночлега в своей квартире. Ребята создали небольшой сайт и разместили предложение. Так родился крупнейший международный сайт Airbnb, где можно сдать или арендовать жилье, а вместе с ним совершенно новая модель потребления – sharing economy.
В течение недели с ними связались несколько человек. Пораскинув мозгами, амбициозные дизайнеры решили развивать ресурс и взяли кредит. Уже в 2009 году разработчики Airbnb получили первую инвестицию в размере $600 тыс. Количество заказов ежегодно увеличивалось в несколько раз. Показатели увеличивались в 5-7 раз. Общество приняло новую модель на ура. Ведь необходимость переплачивать крупным корпорациям просто исчезла.
Плюсы sharing economy:
1. Стоимость товаров и услуг в несколько раз ниже, чем у компаний.
2. Возможность найти подходящее предложение в подходящем месте и в нужное время.
3. Новые интересные знакомства.
Совместное использование – это не только потребление в чистом виде, но и общение с людьми. Получается своеобразный коктейль из человеческих отношений, бизнеса и использования товаров/услуг.
Развитие тенденции: новый сервис с оригинальной идеей
На рынке появился перспективный игрок Rentorant. На сайте можно сдать или арендовать практически любую вещь: начиная с мангала, заканчивая специализированной аппаратурой или техникой. Зачем покупать дрель, когда она требуется всего лишь несколько раз в году? Какой смысл приобретать новый велосипед, если он нужен только на время отпуска (и то – в другом городе)?
Ключевая особенность Rentorant – это универсальность. Если большинство подобных сервисов выбирают определенную нишу, то данный ресурс охватывает практически все. Вещи, которые можно сдать или взять напрокат на сайте:
1. Товары для хобби, спорта и отдыха.
2. Автомобили, мотоциклы, гидроциклы.
3. Фото, видео и аудиотехника.
4. Электроника.
5. Одежда.
6. Инструменты.
Это далеко не полный перечень, так как портал стремительно развивается. Ежедневно регистрируются десятки пользователей, администрация разрабатывает новый функционал.
Rentorant: сдавайте напрокат, арендуйте в несколько кликов мыши
Кому подойдет сервис? Абсолютно всем. Потребности у людей разные, но каждый, рано или поздно, сталкивается с дефицитом потребления. Путешественники могут найти транспорт для прогулок по городу, домохозяйки – аксессуары, способные упростить работу по дому, а спортсмены – дорогостоящую аппаратуру, чтобы снять свои достижения на видео.
Более того, это совершенно бесплатно. То есть арендодателям/арендаторам не нужно платить процент со сделок. Rentorant должен выйти на соответствующий уровень, чтобы взымать плату с пользователей. На это уйдет от 2-х месяцев до года.
Все предпосылки для успеха есть. Вот основные преимущества ресурса:
1. Интернациональность. Всего доступно три языка: русский, украинский, английский. В будущем обещают расширить.
2. Приятный и доступный интерфейс. Разобраться несложно. Разместить предложение можно не более чем за 15 минут, а найти – за 5-10.
3. Простая регистрация (через социальные сети или с активацией по e-mail). Значительная экономия времени.
4. Администрация охотно идет на контакт. Прислушивается к советам пользователей и старается сделать работу максимально комфортной и безопасной.
Так как на постсоветском пространстве весьма скептически относятся к sharing economy, то сервису Rentorant предстоит немало работы. Но, есть все предпосылки, что жители России и стран СНГ отбросят стереотипы и станут полноценными участниками «совместного потребления».
Живите в удовольствие, а не кормите «богатых дядь»
Rentorant – действительно уникальный ресурс. Есть множество похожих проектов, но именно такого конкретно нет – он оригинальный. Чего только стоит функция «скидка для друзей» или «кто видит предложение». Радует, что разработчики думают о пользователях, а не зацикливаются на собственной прибыли. Всему свое время – будет и на их улице праздник. А пока нужно инвестировать именно в аудиторию.
Безусловно, следует занимать место на проекте уже сейчас. Такие комфортные условия использования площадки мало где встретишь. А если через полгода регистрация станет платной? Не будете ли вы жалеть, что «не застолбили» себе аккаунт?
Идите в ногу со временем и мировыми тенденциями. Не исключено, что через 5-10 лет sharing economy «пережует и выплюнет» традиционный бизнес. Крупные холдинги, корпорации и даже правительство некоторых стран с опаской относятся к «совместному использованию» и даже вставляют палки в колеса крупным проектам. Как вы думаете, почему? Все просто – богачи теряют огромные деньги.
Rentorant и другие ресурсы, построенные на sharing economy, ориентированы на обычных людей, а не на горстку «сливок общества». Вливайтесь в новый тренд – и используйте все возможности по максимуму. Хватит кормить толстосумов и выкидывать деньги на ветер. Почувствуйте свободу и независимость. Делиться собственными вещами на платной или безвозмездной основе – это идея, которая изменила мир, заставила обычный бизнес серьезней относиться к маркетингу и упростила жизнь миллионам людей.