Николая Палиенко часто можно встретить на всевозможных IT‑мероприятиях, где он выступает с докладами. Ему есть чем гордиться – компания Prom.ua выросла из локального маркетплейса в международный, за год растет более чем на 100% и выступает с целым рядом инициатив, в том числе, по изменению страны. Палиенко сумел сохранить хорошие отношения со своими партнерами и инвесторами и построить одну из крупнейших компаний в IT-сфере Украины. О том, зачем нашей стране IT-директор, какие ошибки допускались в процессе строительства бизнеса и как стать предпринимателем, совладелец Prom.ua рассказал в интервью IGate.
Вас назвали человеком года в Уанете. Потешило ли это ваше самолюбие?
Потешило ли это мое самолюбие? Мне кажется, это закономерный результат работы, которую мы с командой делаем на протяжении семи лет. В 2008 году мы с партнерами решили заняться электронной коммерцией и с тех пор наш продукт становится с каждым годом лучше. Поэтому, это звание – признак того, что мы сделали правильный выбор и создали хорошую компанию.
Какие моменты в развитии Prom.ua считаете ключевыми?
Первый – начало проекта. Когда мы с партнерами сели и реально стали что-то делать. Это была уже вторая попытка. Первая не удалась, поскольку мы не бросили прежнюю работу, а пытались сделать проект в свободное время. Во второй раз мы уже ушли из Sonopia с Тарасом Мурашко и пришли к Денису Горовому в веб-студию делать Prom.ua. Человек, который принял решение – непобедим.
Второй – выпуск первой версии. Мы ее сделали за три месяца. Она была не идеальная, но ею можно было пользоваться.
Третья – это инвестиции от Allegro Group (теперь это часть медиа-холдинга Naspers). Они нас нашли и предложили деньги. Мы были для них интересны и с тех пор все пошло хорошо.
А дальше, даже не знаю. У нас нет такого, что можно запланировать на год, а потом смотреть на результаты. Мы живем в состоянии постоянных небольших изменений. Я постоянно вижу, как можно сделать что-то лучше. И говорю об этом сотрудникам. Иногда меня что-то радует.
Что вас порадовало в последнее время?
В последнее время? Что же это было. Не могу вспомнить (смеется – ред.). Наверное, это меня хорошо характеризует. О, думаю, то, что мы получили первый доход от пилотного проекта по госзакупкам. Наша площадка dz.prom.ua начала работать и приносить пользу и экономию госбюджета различным госкомпаниям и министерствам. Например, Минобороны на своих тендерах только за два первых месяца сэкономили до 40% выделенного бюджета. Дело в том, что Prom.ua – один из основных участников проекта по реформам госзакупок Prozorro. Две недели назад мы ввели символическую плату в 175 грн и увидели, что компании готовы участвовать в этом проекте и готовы платить. Мы видим перспективы развития этой системы и, если никто не помешает наверху, то мы вскоре увидим серьезные изменения в сфере государственных закупок.
Почему никто не знает ваших партнеров?
Может, они просто занимаются делом? (смеется – ред.). Партнеры занимаются развитием продукта и его технической частью, а я по роду обязанностей чаще выступаю перед публикой. Мы довольно заметный сервис на рынке и объединяем 490 тыс. компаний, в том числе, из сегмента малого бизнеса, которые каждый по отдельности не заметны, а вместе составляют серьезную силу. И Prom.ua – это для них точка входа на рынок электронной коммерции, возможность разобраться в том, что происходит на нем, выкристаллизовать какие-то свои идеи, и открыть для себя еще один канал продаж. Именно поэтому я часто выступаю с докладами, нам жизненно важно общаться с клиентами. Кроме того, в прошлом году мы приобрели сервис «Метнись кабанчиком» и Zakupki online. Вернее, с «Кабанчиком» сделку заключили уже в этом году, а начали вести переговоры еще в прошлом. Это тоже повод для общения с рынком.
Как заключаются сделки?
Обычно у каждой компании возникает определённый момент развития, когда она для себя решает, что ей необходимо приобрести кого-то. И здесь важно определить, какой проект на рынке будет соответствовать миссии и ценностям вашей фирмы. Не должно быть культурных различий. А дальше начинается поиск. На одном из ивентов я встретил со-основателей компании «Метнись кабанчиком» - до этого мы уже были знакомы. На мероприятии мы разговорились и поняли, что занимаемся примерно одним и тем же. Мы как раз собирались начинать проект по созданию аналогичной платформы. Мы не видели смысла конкурировать и решили объединиться. Встретились еще пару раз, утвердили сделку у инвесторов и дальше началась уже юридическая часть. Процесс поглощения занял четыре месяца.
Prom.ua оказалась чуть ли не единственной компанией, которой удалось сохранить дружеские отношения с Naspers и не потерять контроль над компанией. В чем секрет?
Мы с партнерами очень «экологичные» - всегда стараемся договориться. Но при этом предельно четко отстаиваем свои интересы. Видимо, нам удается находить аргументы. Поссориться с инвесторами несложно, но и не продуктивно. Лучше договариваться, тем более, если у совладельцев нет контрольного пакета.
Сколько раз Naspers вкладывала в вас средства?
Дважды – в 2008-м и примерно в 2011 году.
Вложения окупились?
Вообще, это вопрос к инвесторам. Скажем так, доля холдинга сейчас стоит больше, чем они заплатили за нее. Инвесторы довольны тем, как компания развивается – мы растем.
Насколько?
В прошлом году товарооборот площадки Prom, было сделано более 3,5 млн. заказов через корзину – на 103% больше, чем в 2013 году. В целом же, совокупный товарооборот (всех четырех торговых площадок компании, мы оцениваем в $0,5 млрд. Но мы и сегодня продолжаем расти и до создания идеального маркетплейса еще далеко.
Насколько компания отличается от того, что вы изначально задумывали?
Есть только незначительные отклонения. Мы изначально решали проблему выхода в сеть мелких компаний. Тем, которым не нужен интернет. Всемирная паутина – достаточно коварная штука. В 2008-м мало кто мог себе позволить вкладывать крупные суммы в создание онлайн-магазина. Мы посмотрели на рынок, где работало пару компаний, но все они были технически слабыми. Посмотрели на Alibaba и решили, что можно сделать маркетплейс с простым и хорошим функционалом, полезным именно для нашего рынка.
Вы считаете себя богатым человеком?
Такой вопрос, никогда об этом не думал… Наверное, нет, хотя все относительно.
Просто для украинского бизнеса – большая редкость, когда компании с двумя и больше партнерами остаются на рынке достаточно долгое время. Чаще всего люди ссорятся и расходятся. Как не поругаться, когда начинаешь зарабатывать?
Во-первых, в украинском онлайн-бизнесе достаточно много примеров успешных компаний, созданных несколькими людьми. Тот же work.ua Артура Михно и Андрея Боровика. Во-вторых, все зависит от самих партнеров. Я своих знаю уже почти 20 лет. В-третьих, нам нечего делить – все доли и распределение дивидендов прописаны в контракте. Ссориться просто глупо. Я точно знаю, что такое синергия. Яркий пример того, что 1 + 1 может быть сильно больше чем 2 – группа Пятниzzа. Они были крутыми вместе, а потом решили делать сольные карьеры и стали менее заметны. Теперь пробуют снова сойтись, надеюсь у них опять все получится. Жизнь – это не игра с нулевой суммой, часто есть синергия и лучше вместе делить большой пирог, чем одному маленький.
Какими принципами, кроме «экологичности», руководствуетесь в бизнесе?
Я очень люблю прозрачность и честную игру. Мы много рассказываем о бизнесе в интернете, даже называем показатели. Все равно, те, кому интересно, уже все посчитали. Готовность сотрудничать. Держать слово. Не обижать маленьких (смеется – ред.). У нас стоит задача построить настолько большой корабль, чтобы остальные просто были незаметны, а не пытаться кого-то задавить сейчас. Меня очень раздражает, когда нас копируют. Но я отдаю себе отчет, что сейчас идеи невозможно сохранить как собственность. Компания, команда и твои мозги – это единственные активы. Я считаю неправильным создавать незаменимых специалистов, процессы не должны зависеть от одного человека.
Как мотивировать айтишников и тех, кто работает в онлайн-компании?
Ответ на этот вопрос – 42 (смеется – ред.). Главное правило – быть честным и открытым с сотрудниками.
Неужели все так просто?
На самом деле, я достаточно жесткий человек. Я терпеть не могу, когда нарушают правила. Мы сразу прекращаем сотрудничество с компанией или человеком. По умолчанию я доверяю людям, в отличие от многих украинских предпринимателей. Но если доверие обманывают, это означает конец отношениям, компромиссов тут быть не может.
Какие ошибки совершали?
Мы почему-то «ломанулись» в Турцию. Но сделали это без тщательного анализа рынка и не поняли, в чем секрет нашего успеха в СНГ. В Украине, России, Беларуси и Казахстане мы решили проблему по выходу магазинов онлайн. А в Турции уже был Ebay и такой проблемы не было. Поэтому сейчас мы идем на рынок В2В, участвуем в создании платформы для госзакупок Prozorro и запускаем аналогичный проект для коммерческих закупок, возможно с этим новым продуктом попробуем повторный выход на другие развивающиеся рынки.
Также мы слишком часто давали людям второй шанс, хотя чаще всего это не срабатывало и нужно было решать кадровые вопросы быстрее.
Вячеслав Климов рассказывал, что все основные ошибки он совершал с персоналом.
Ой, этого было полно. Самые проблемные позиции – это директор по персоналу и IT-директор. В первом случае проблема была в том, что мы не могли понять, что нам нужно. Но в итоге нашли. А во втором – я решил, что проще вырастить человека, чем искать извне.
Почему?
У нас нет культуры IT-систем. Максимум – настроить 1С. А вот видения развития компании в технологическом смысле у украинских IT-директоров нет. Они привыкли, что шеф говорит им поставить SAP – они и ставят. Стратегии нет. Почему Приватбанк такой успешный? Потому, что десять лет назад они сделали ставку на технологии. Для развития IT нужно время и долгосрочное планирование.
Почему вы не идете в политику?
Я занимаюсь бизнесом – приношу пользу там, где могу. После Майдана мне очень хотелось запустить несколько инициатив, но потом я сконцентрировался на проекте реформы госзакупок и создании прозрачной электронной площадки для этого и решил, что это будет максимально эффективно. Я бы хотел заняться госуслугами – теми же паспортами и т.д. Я считаю, что все отношения гражданина и государства должны быть монетизированы и автоматизированы. Пока этого нет будет неэффективность и коррупция. В Украине должен появиться IT-директор всей страны, который будет заниматься стратегией развития IT в государственном управлении.
Нужны ли айтишникам налоговые льготы?
Главное, чтобы не мешали. С остальным справится рынок.
Вы когда-нибудь задумывались о переезде за рубеж?
Довольно часто, когда сталкиваюсь с госорганами. Но, на самом деле, я думаю, что существующие границы между государствами уже очень условны, а в скором времени вообще могут исчезнуть. Человек все более свободен выбирать страну – как эффективного поставщика услуг. Поэтому неэффективные государства должны со временем исчезнуть. Надеюсь, что Украина будет относиться к первой категории и пока у меня и многих других есть желание этому способствовать.
Как программисту стать предпринимателем?
Что-то предпринять (смеется – ред.). Это должно быть внутри. Либо предпринимательская жилка есть, либо ее нет. Не верю, что этому можно научиться. Можно выучить менеджмент – управление персоналом, особенности продаж, общения с клиентами. Кто такой предприниматель? Это человек, который видит какое-то препятствие и ищет пути его преодоления. Препятствия возникают чуть ли не каждый час. А предприниматель настойчиво их решает ради достижения своей высокой цели. И это далеко не всегда деньги.
Какая цель была у вас?
Самореализация – я просто хотел что-то делать. Я читал много книг на тему бизнеса и видел лично, что нельзя начинать какое-то дело ради денег. Люди часто так делают, а потом сходят с дистанции. Позже понимая, что сошли за два поворота до успеха. Должно быть что-то более важное, чем деньги.
Чего хотите достичь сейчас?
Построить успешный бизнес, который будет таким в долгосрочной перспективе. Сейчас есть много угроз, как и у любой другой компании. А мне хочется построить систему, которая будет значима в масштабах страны. На самом деле, можно делать что-то значимое на совершенно разных уровнях, для этого не нужно быть генеральным директором крупной компании. Плохо, что в Украине не понимают, что даже сидя на кассе в супермаркете можно делать что-то хорошее окружающим. Это есть на Западе, а у нас нет.
Мне хочется создать компанию, которая устоит перед масштабными вызовами. Например, глобализацией.
Какие цели стоят перед Prom.ua на этот год?
Наши клиенты должны быть более довольны. Хочу, чтобы увеличился товарооборот площадки – как минимум, на 80%.
Насколько вырастет рынок электронной коммерции Украины в гривне?
Если макроэкономическая ситуация не изменится, то в количестве заказов – на 20-30%. В гривне – на 40-50%.