Чем новый закон от НКРСИ не угодил рынку / Все новости / Главная

В Национальной комиссии регулирования связи и информатизации, начиная с 9 апреля 2015,  продолжается общественное обсуждение проекта закона «Об электронных коммуникациях». 23 июня НКРСИ отрапортовала, что по итогам такого обсуждения одобрила очередную итерацию документа. Однако некоторые участники рынка не только не одобряют утвержденную Нацкомиссией редакцию, но констатируют, что законопроект вводит серьезный контроль за интернет-провайдерами и их абонентами, ужесточает давление на них. Это может привести к монополизации рынка интернет-доступа, росту цен на услуги и ограничению права человека на доступ к информации, считают эксперты.

 

Законопроект об электронных коммуникациях НКРСИ разрабатывает в рамках исполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Соглашение предусматривает план мероприятий по его имплементации на 2014 - 2017 годы.

 

По словам пресс-службы НКРСИ, законопроект направлен на установление основ деятельности в сфере электронных коммуникаций и реформированием регуляторной составляющей рынка. «Документ предусматривает применение европейских подходов для обеспечения развития конкуренции на рынке, стимулирование инвестиций в развитие сетей и внедрения новых технологий», — утверждает пресс-служба НКРСИ.

 

При этом, учитывая общественное значение законопроекта, для его доработки в рамках общественного обсуждения НКРСИ создала расширенную рабочую группу в составе 65 человек. В нее вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, операторов рынка, общественных организаций и объединений.

 

Было проведено 14 заседаний, на которых в формате открытого диалога рассмотрено 1197 предложений и замечаний, присланных в законопроект после его официального опубликования. Также НКРСИ рассмотрела более 200 дополнительных предложений, поступавших от членов рабочей группы. Для большей прозрачности процесса все материалы рабочей группы доступны на сайте НКРСИ.

 

Но даже трехмесячный процесс открытого обсуждения не помог НКРСИ найти консенсус с некоторыми участниками рынка. В частности, Александр Федиенко, глава правления Интернет ассоциации Украины, признает, что подобный закон нужен для объединения в одном источнике массы подзаконных актов. Но на практике получился не сбалансированный законопроект, созданный по принципу «леопардового полотна». «Грубо говоря, авторы взяли отдельные нормы из целого ряда законопроектов и вставили в один. Но системно увязать их друг с другом не смогли», — объясняет Александр Федиенко.

 

Впрочем, главный недостаток текущей редакции законопроекта об электронных коммуникациях заключается в другом. По словам главы правления ИнАУ, вопреки утверждениям НКРСИ о «европейскости», на деле законопроект не соответствует очень многим европейским нормам и несет в себе достаточно серьезный контроль за интернет-пространством и интернет-провайдерами, ужесточает давление на последних. «Я надеюсь, что в нашей стране достаточно здравых людей, которые не примут этот законопроект. Потому что, если его примут, усилится контроль за интернет-провайдерами и их абонентами», — резюмирует Александр Федиенко.

 

Еще критичнее о законопроекте НКРСИ отзывается Иван Петухов, вице-президент УСПП по вопросам информационных технологий. По его словам, этот законопроект — худшая версия того, что разрабатывали представители прошлой власти. «В 2012 году уже обсуждались два подобных законопроекта. Но текущая редакция еще хуже. НКРСИ хочет не просто получить право управления IТ-отраслью, они хотят стать своего рода феодалами », — утверждает вице-президент УСПП по вопросам информационных технологий.

 

Он говорит, что законопроект разрешает Нацкомиссии фактически устанавливать налоги и регулировать действия операторов. При этом Украинский государственный центр радиочастот, подчиненный сейчас НКРСИ, с учетом перспектив приватизации, может превратиться в частного телекомрегулятора. Совместно они, по мнению Ивана Петухова, планируют ограничивать доступ людей к праву на получение информации. «От этого законопроекта интернет-пользователям ничего хорошего ждать не придется. Такой закон приведет к ограничению конкуренции, сужению рынка, росту цен на услуги и контролю за распространением информации», — считает эксперт.

 

В то же время, в пресс-службе НКРСИ обвинения Александра Федиенко и Ивана Петухова полностью опровергают и подчеркивают, что «документ дорабатывался при участии представителей всех крупнейших операторов на еженедельных заседаниях рабочей группы, которая работала почти четыре месяца. В процессе обсуждения было снято большинство спорных вопросов».  

Также в Нацкомиссии опровергли обвинения в ужесточении давления на интернет-провайдеров. «Законопроект предусматривает отмену плановых проверок. Контроль за деятельностью поставщиков услуг будет осуществляться по результатам анализа регуляторных отчетов. В случае возникновения вопросов к конкретному поставщику услуг или поступления жалобы от потребителя Регулятор запрашивает соответствующие разъяснения. Если после повторного запроса остается невыясненным вопрос о наличии нарушения, то может быть назначена проверка для выявления нарушения, определении его категории (незначительное, значительное или очень значительное) и наложения соответствующей административной ответственности (штрафов). При этом санкции применяются только при наличии значительных и очень значительных нарушений. И если сегодня, согласно действующему законодательству, главным рычагом воздействия Регулятора на участника рынка является аннулирование лицензии на деятельность, что фактически парализует бизнес поставщика услуг, то в новом законопроекте предусмотрены финансовые санкции, призванные вернуть участника рынка в правовое поле, не подвергая риску ограничения услуг, предоставляемых потребителю», - сообщает пресс-служба.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: