«Черная пятница» шагает по планете. В связи с проведением крупнейшей в мире распродажи, мы решили узнать у топ-менеджеров украинского IT-сектора, об их отношении к этому явлению.
Сергей Петренко, экс-генеральный директор «Яндекс.Украина», основатель коворкинг-платформы «Терминал»:
«Скидки «черной пятницы» - это первые скидки рождественского сезона, самого насыщенного по продажам периода в году. Естественно украинская «черная пятница» имеет свои отличия, по сравнению с аналогичной традицией на Западе. Западные магазины обычно закупают большие объемы товара, и скидки «черной пятницы» являются отличным способом регулирования складских запасов. В Украине эта тенденция пока не наблюдается, однако «пятница» продолжает оставаться способом агрессивной маркетинговой политики. Что же касается его успешности – практика крупных ритейлеров, таких как «Розетка», «Цитрус», «Алло», показывает, что если уметь правильно подготовить такое мероприятие – работать оно будет. Сам я не сказал бы, что активно пользуюсь скидками «черной пятницы», особенно в украинских магазинах. Но на сегодня есть планы заглянуть на Amazon. Впрочем, скорее куплю что-то, что в первую очередь будет мне нравиться, а если на это еще и скидка будет – вообще отлично».
Владислав Чечеткин, генеральный директор и основатель Rozetka.ua:
«Мы первыми начали проводить «черную пятницу» в Украине, остальные же магазины зачастую поддерживают эту традицию за нами и стремятся показать, что их предложение самое выгодное. Если рассматривать «черную пятницу», как инструмент продаж – бесспорно, она обеспечивает покупателя выгодными предложениями. Готовясь к ней мы, например, стремимся ужать свою прибыль от продаж, иногда даже полностью отказываемся от нее по некоторым позициям. Иногда в организации этой распродажи нам помогают и вендоры. Кроме того, «черная пятница» помогает чуть разгрузить новогодние распродажи. Для покупателя порой выгоднее купить подарки еще в ноябре, а не в последние дни перед праздниками, когда и ассортимент хуже, и цены выше. Отличается ли «черная пятница» в Украине от «черной пятницы» в других странах, сказать не могу – в конце концов, живу-то я здесь, и потому сравнивать такие вещи мне тяжело. Если говорить о моем личном отношении к «пятничным» скидкам – я к этому отношусь более спокойно: покупаю вещи тогда, когда это необходимо, а не когда на них есть скидка. Но, у моей жены, например уже иное мнение по этому вопросу».
Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии:
«Черная пятница» - это в первую очередь хороший маркетинговый инструмент, для того, чтобы привлечь покупателей. В этом году, мы можем видеть, что ситуация в Украине гораздо лучше, чем в предыдущем. Вместе с тем, далеко не всегда предложения украинских магазинов являются особо привлекательными. Так, если говорить про сегмент одежды и обуви – тут мы видим достаточно хорошие предложения, которыми можно воспользоваться до старта полноценного сезона распродаж. В сегменте электроники же я никаких «сверхъестественных» предложений не вижу. Сам я скидками «черной пятницы» пользуюсь – а почему бы и нет, собственно?»
Вадим Сидоренко, генеральный директор «Триолан»:
«Я негативно отношусь ко всевозможным скидочным и акционным программам. Если говорить о скидках на услуги, распространяемые по подписной модели, то они имеют вдвойне негативный эффект: во-первых, они дают преимущество новым абонентам, по сравнению со старыми; во-вторых, они всегда делаются за чей-то счет, и чаще всего, именно за счет абонентов. Мы пользуемся этим инструментом только, когда проводим какой-либо эксперимент, или же если заходим на новую для нас территорию. Что же касается продаж товаров – тут мне кажется, что регулярные скидки также сказываются негативно, так как приучают покупателя к тому, что у него есть возможность приобрести товар в определенное время по низкой цене. А это, в свою очередь, снижает привлекательность товара и продажи в другое время. Я сам, скидками тоже не пользуюсь».
Николай Палиенко, генеральный директор Prom.ua:
«Черная пятница» - это хороший канал привлечения покупателей. И мы видим, что в ближайшее время этот тренд будет только развиваться, особенно в азиатском регионе. В этом году мы не принимаем участие в этой распродаже, но в следующем планируем подключиться к этому процессу. Не стоит забывать, что проблема «черной пятницы», как и любой другой распродажи в том, что продавцы не всегда делают честные скидки, завышая цены на акционные товары перед самой распродажей. По этой причине мы, например, хотим внедрить механизм отслеживания цен, в случае запуска таких масштабных распродаж. В Украине «черная пятница» пока не является таким массовым культурным явлением, что естественно сказывается на «мощности» акции, и на объемах продаж. Я скидками «черной пятницы» не пользуюсь. Слишком много работы, и пока я дойду до магазинов – там уже все успеют раскупить. Да и будем честными, я не являюсь целевой аудиторией этой распродажи».