Мобильный роуминг с давних пор был в Украине одной из наиболее дорогих телекоммуникационных услуг, предоставляемых мобильными операторами. Конечно, время от времени операторы запускали «туристические» тарифы и другие, относительно выгодные предложения, что, впрочем, не отменяло достаточно высоких цен на услугу в целом. Но приход британской Vodafone на украинский рынок может существенно изменить ситуацию.
У этого оператора большая партнерская сеть в странах Европы, соответственно, есть возможность внедрять выгодные роуминговые предложения. Их можно видеть уже в первых тарифах Vodafone-Украина. Так, например, абоненты предоплаченных тарифных пакетов получат возможность безлимитно общаться в рамках партнерской сети Vodafone, а также получат от 30 до 90 минут на разговоры с абонентами других иностранных операторов.
Но конкуренты оператора достаточно быстро среагировали на ситуацию. Уже через две недели после презентации роуминговых тарифов британско-украинского игрока, президент крупнейшего украинского телеком-оператора «Киевстар» Петр Чернышов в интервью информагентству «Украинские новости» заявил о намерении принять ответные шаги, и предложить даже более выгодные варианты тарифов на международную связь для своих абонентов. «У нашей компании прекрасные роуминговые соглашения с компаниями, которые оперируют большими базами абонентов в той же Европе. Сейчас мы готовим к запуску предложения по роумингу, и я надеюсь недели через две удивим рынок», - заявил Чернышов. Президент «Киевстара», также отметил, что предложение конкурентов не распространяется на страны СНГ (в частности Беларусь, Грузию, Казахстан, Молдову), а также «курортные» страны – Таиланд, Египет и Кипр. Так что не исключено, что в своей стратегии продвижения роуминговых тарифов «Киевстар» будет опираться на «тарифное» превосходство именно в этих странах.
Стоит ли игра свеч
По словам соучредителя приложения для международных лоу-кост звонков Roamer Петра Антропова объем украинских звонков за рубеж пока не растет. В первую очередь, из-за спада во внешнеторовой деятельности, и снижения активности в сфере туризма. Но он отмечает, что необходимость конкурировать на рынке международной связи у украинских операторов все еще остается. «Мобильный интернет и роуминг – это две доходные и прибыльные области, где будет и большой рост, и большая конкуренция», - говорит Антропов. Кроме того, он отметил тенденцию к уменьшению количества роуминговых звонков за счет перехода абонентов на приложения, использующие IP-телефонию (Viber, Skype и другие). «Они и так уже много «отгрызли», а с проникновением 3G «доедят» оставшееся», - прогнозирует эксперт. Но, поскольку за 3G абоненты платят операторам, последние не слишком ощутят потерю доходов от роуминга.
Исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС) Глеб Вышлинский отмечает, что международная связь, по факту является тем видом бизнеса, где операторы зачастую зарабатывают сверхприбыли, поскольку абоненты, часто использующие роуминг, обычно не имеют возможности от него отказаться полностью. «Наличие сейчас на рынке большого количества альтернативных роумингу решений гораздо сильнее сдерживает цены на этот вид связи, чем конкуренция между участниками рынка», - считает Вышлинский. При этом, по его словам, фактически урегулировать этот рынок государство не может. «Единственные страны, которым это отчасти удалось – это члены Европейского Союза, но там это объясняется наличием общего рынка между всеми участниками союза, и наличием общих принципов его регулирования», - уточняет исполнительный директор ЦЭС.
Европейский опыт
Как отмечает начальник департамента регуляторных отношений и стратегии компании «Астелит» (бренд life:)) Андрей Лебедев, в ЕС на стоимость роуминговых услуг были наложены определенные лимиты, не позволяющие закупать их у других операторов по превышающей лимит цене. «Соответственно, игроки европейского телеком-рынка, могут выводить привлекательные роуминг услуги в рознице, так как оптом получают их по не менее привлекательной цене», - добавляет Лебедев. По его словам, «Астелит» заинтересован стать участником такого регулирования, но оно осуществляется не на уровне конкретных государств, а на уровне межгосударственных союзов.
Пока же снижение цен возможно только за счет принадлежности к той, или иной группе компаний и выгодным дисконтным договорам с партнерами. «Важно понимать, что не все операторы готовы идти навстречу и предлагать взаимовыгодные условия, чтобы мы могли снизить тарифы», - сетует эксперт. Порой потенциальные партнеры пытаются компенсировать недополученную выгоду на внутреннем рынке за счет не всегда выгодных условий для внешнего роуминга