Сервисы потокового видео вроде Netflix, Amazon Prime и Hulu ежегодно тратят миллиарды долларов на покупку лицензий на контент у кино и телестудий. Последние несколько лет цены растут, поскольку конкуренция усиливается, а ведущие игроки пытаются получать права на эксклюзивный материал.
Но теперь на сцене появляется еще один конкурент с мощными ресурсами. Wall Street Journal сообщает, что YouTube ведет переговоры с голливудскими студиями и пытается получить лицензии на телевизионный и киноконтент для своего сервиса YouTube Red. С поддержкой компании-учредителя Google и, вероятно, всего холдинга Alphabet, у YouTube будет много денег для оплаты эксклюзивных лицензий.
Большие бюджеты становятся еще больше
В следующем году Netflix планирует потратить $5 млрд. на контент для своей огромной базы пользователей и международной экспансии. Это примерно на 50% больше, чем было потрачено в 2015-м. Amazon и Hulu, как ожидается, потратят на контент по $1,5 млрд., но эти компании пока не раскрывают детали своих будущих планов. Есть основания полагать, что компании увеличат свои бюджеты на сотни миллионов, чтобы только не отставать от Netflix.
Netflix уже сейчас планирует существенно расширить свои расходы на контент. Таким образом, компания готовится встретить любого конкурента, который попытается выйти на рынок. Важной частью расширения Netflix станет лицензионное соглашение с Walt Disney. Netflix получит эксклюзивные права на продукцию Disney, которая будет выходить в 2016 году. Речь идет о фильмах серий Marvel, Pixar, и «Звёздные Войны» (эпизод VII: «Пробуждение силы» не станет частью сделки, поскольку этот фильм выйдет до конца 2015-го).
Netflix также вкладывает огромные средства в создание оригинального контента. В этом году на собственное производство компания выделила около $450 млн. Это на 88% больше, чем в прошлом году. Поскольку на следующий год запланирован выпуск еще большего количества фильмов и сериалов, Netflix, вероятно, потратит еще больше. То же справедливо и для Amazon и Hulu. Обе эти компании также увеличивают расходы на оригинальный контент, чтобы разнообразить свои услуги.
Выход YouTube
Сервис YouTube Red, запущенный ранее в этом году, позволяет подписчикам смотреть потоковое видео без рекламы, скачивать видео, а также слушать музыку онлайн, не открывая приложение YouTube. Также он развивает ряд собственных эксклюзивных проектов, где главные роли играют популярные знаменитости YouTube. Но привлекать максимально широкую аудиторию YouTube планирует именно с помощью лицензированного контента.
Сейчас ежемесячная аудитория бесплатного сайта YouTube, где видеоролики сопровождаются рекламой, составляет примерно миллиард зрителей. С такой обширной пользовательской базой у YouTube есть отличные шансы посоревноваться с Netflix и Amazon. А если учитывать $70 млрд., которые может выделить на поддержку YouTube холдинг Alphabet, ситуация становится крайне небезопасной для конкурентов.
Wall Street Journal подчеркивает, что YouTube сейчас интересуется эксклюзивными правами, в первую очередь, на те фильмы и сериалы, которые позволят оказывать давление на Netflix, Amazon и Hulu, вынуждая эти компании тратить еще больше денег на лицензии или производство оригинального контента.
Воздействие на бюджеты
Уже сейчас Netflix все больше смещает свой бюджет в сторону производства оригинального контента. Появление конкурента в лице YouTube помешает компании получить все те лицензии, на которые она надеялась. Netflix уже приходилось сталкиваться с потерей прав на трансляцию того или иного контента, когда в 2013 году права на продукцию Viacom перешли к Amazon и Hulu, либо когда недавно компания лишилась прав на трансляцию контента EPIX. Программный директор Netflix Тед Сарандос умеет уходить в сторону, когда условия лицензирования не вписываются в долгосрочный план или бюджет Netflix.
Amazon, между тем, смог превратить сервис Prime в успешного конкурента Netflix. Хотя стоимость лицензий может подскочить в связи с выходом на рынок YouTube, Amazon, вероятно, по-прежнему будет их оплачивать, поскольку сервис Prime напрямую влияет на торговый бизнес компании. Так, по статистике, подписчики Prime больше тратят на Amazon.com.
С точки зрения инвесторов Alphabet, переход YouTube к трансляции дорогостоящего контента может повысить доход. Но еще неизвестно, позволит ли это стабильно повышать доходность. Свержение Netflix и Amazon – долговременная задача, и YouTube придется постараться, чтобы удержать внимание пользователей.