На днях компании Facebook исполнилось 12 лет. Сегодня творением Марка Цукерберга пользуется более полутора миллиардов человек. К 2030 году основатель планирует расширить аудиторию проекта до 5 млрд. пользователей.
Интересно, что среднестатистический пользователь Facebook воспринимает Цукерберга как неотъемлемую часть компании. Но в связи с днем рождения социальной сети нам стало любопытно, как могла бы развиваться история проекта, сложись всё иначе. Иными словами, какими могли бы быть Facebook без Цукерберга и Цукерберг без Facebook.
Facebook без Цукерберга
Сегодня мало кто вспоминает, что в ранней истории социальной сети имел место крупный конфликт между основателями. Тогда Марк Цукерберг попытался выжить из компании Эдуардо Саверина, который являлся самым первым инвестором и обладателем второго по величине пакета акций. В 2005 году доля Саверина была размыта с 34% до 0,03%, и лишь в 2009 он через суд смог доказать право на 5% акций компании.
Но что, если бы всё сложилось наоборот? К примеру, если бы Саверин в 2004 году дал больше денег на запуск проекта The Facebook, он мог бы стать равноправным партнером Цукерберга. Тогда не исключено, что Саверин мог бы попытаться проделать основателем соцсети ту же шутку, что проделал сам Цукерберг – размыть долю акций и выставить конкурента из его же компании.
Допустим, у него это получилось, и в 2005 году Цукерберг потерял контроль над компанией. Как в этом случае развивалась бы судьба Facebook?
Эдуардо Саверина всегда интересовали, прежде всего, деньги. Одной из причин конфликта с Цукербергом было то, что Саверин, не согласовывая своих действий ни с кем, запустил на Facebook рекламу своего стороннего проекта, платформы трудоустройства. Вероятно, заполучив полный контроль над социальной сетью, Саверин принялся бы чрезмерно активно использовать Facebook в рекламных целях, а это могло бы негативно сказаться на популярности соцсети.
Впрочем, вряд ли Facebook долго оставался в ведении Саверина. Известно, что в это время многие крупные компании, включая Viacom, News Corp и даже Google хотели купить социальную сеть. Цукерберг отказывался продать свой любимый проект. Но Саверин, наверняка, был бы менее сентиментальным.
Если бы десять лет назад Facebook попал в руки Google, то сегодняшний облик интернета был бы совершенно иным. Социальная сеть, наверняка, была бы интегрирована с другими сервисами Google, став чем-то вроде расширенного Google Plus. Трудно даже предполагать, как мог бы выглядеть ее дизайн. Тем не менее, вряд ли всё то пошло бы на пользу популярности проекта. Вполне вероятно, что в том или ином виде Facebook продолжил бы существование на сегодняшний день, но такой аудитории как сейчас, наверняка, не имел бы.
Цукерберг без Facebook
Чем бы занимался Марк Цукерберг, если бы в 2005 году потерял свою компанию? В одном из своих интервью бизнесмен признавался, что если бы социальная сеть не «выстрелила», он попытался бы устроиться разработчиком в Microsoft, поскольку является большим поклонником этой компании. Вполне вероятно, что у него бы это получилось – Цукерберг весьма талантливый программист. Тем не менее, вряд ли он проработал бы в Microsoft слишком долго. Наверняка, рано или поздно Цукерберг попытался бы создать нечто совершенно новое. Каким мог бы быть его очередной проект?
Следует учитывать, что в 2007 году в мир технологий ворвался iPhone. Состоялась настоящая революция мобильных устройств. С этого дня многие разработчики начали уделять особое внимание формирующемуся рынку приложений. Потому к существует очень большая вероятность того, что, проект, запущенный Цукербергом после 2007 года, был бы изначально ориентирован конкретно на мобильные устройства.
Это предположение также согласуется с биографией Павла Дурова. Когда основатель «ВКонтакте» потерял свою компанию, он занялся разработкой мессенджера. Правда, если бы Цукерберг разрабатывал собственный мессенджер, этот продукт не имел бы практически ничего общего с Telegram.
Все дело в том, что Дуров и Цукерберг имеют диаметрально противоположные взгляды на приватность. К примеру, администрация «ВКонтакте» никогда особо не следила за правдивостью данных, указанных пользователями. Мессенджер Telegram создан для того, чтобы обеспечивать приватную коммуникацию.
Но Цукерберг принципиально настаивает на открытости. Еще в 2009 году в одном из своих интервью он заявлял, что приватность «более не является социальной нормой». Так что его новый проект, наверняка, требовал бы от пользователей предоставления корректных персональных данных, точно так же, как сейчас требует Facebook. Скорее всего, на выходе получился бы открытый мессенджер с сильной социальной составляющей. Вероятно, что проект во многом бы наследовал идеи Facebook, обрастая функциями социальной сети, но при этом оставаясь мобильно-ориентированным сервисом. Конечно, вряд ли его аудитория переваливала бы за полтора миллиарда пользователей. Тем не менее, к 2016 году этот мессенджер мог бы на голову обойти конкурентов и стать одним из главных способов коммуникации в мире.
Также весьма интересно, что гипотетический проект Цукерберга, наверняка, был бы создан не в Кремниевой долине. В 2011 году разработчик дал интервью изданию TechCrunch, в котором признался, что если бы создавал проект сейчас, то основывал бы компанию исключительно в Бостоне, поближе к Гарвардскому университету. По словам Цукерберга, Кремниевая долина – отличный инкубатор для разного рода кратковременных стартапов. Тем не менее, компании, которые предпочитают создавать что-то продолжительное и монументальное, могут выбрать себе и другой дом.